|
МАСТЕРСКАЯ №4, 2002
Зиновий Вайман
Как и сотни лет назад, и при дворе японских императоров, и в домиках трудовой Осаки, а теперь и любители поэзии в Европе и Америке, пишут рэнку.
Рэнку слагается из строф, нанизываемых разными авторами в определенной гармонии, задаваемой “дирижером” — мастером рэнку. Начальное трехстишие-хокку обычно импровизирует гость-поэт, и оно может содержать что-то лестное о хозяевах дома. Последующие отклики из чередующихся двух- и трехстиший переходят друг в друга либо плавно, либо через смысловые сдвиги. Мастер следит, чтобы ключевые слова и понятия не повторялись, и направляет участников в строго или почти строго очерченное русло. В потоке рэнку меняются времена года, восходит луна, появляются цветы и приходит любовь. Но и политика, и семья, и мир “меньших братьев” тоже ему не чужды.
Рэнку — это и диалог, и направляемый поток мышления, и — иногда — прокрустово ложе для поэзии, ежели строго упереться в правила. Однако последнее может быть и благотворным — цензура не всегда отрицательна.
Собираются люди, беседуют, пишут вместе — это прекрасно. Но и приверженцы индивидуального творчества могут писать рэнку целиком, особенно если между строфами протекают минуты, часы и дни. Из беседы с президентом международной ассоциации рэнку Тадаши Шокан Кондо я узнал, что такое иногда случается. Вот случилось и со мной.
РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ
(соло рэнку)
родительский дом:
облетели деревья
и жухнет герань
подоконник холодный
батареи шуруют
качну головой —
в ряби оконных стекол
дробится луна
очкарик поет: “Иду я
полутемною аллеей”
точу карандаш:
из парабол, гипербол
выглянул грифель
новая строчка поэта:
“Будем снова терпеть любовь”
“Не изменяет лишь тот,
кто не может изменять” —
на том и порешили
то взорвут, то руки пожмут —
это мирный процесс
в воздухе льдистом
дымные облака
виснут над ТЭЦ
зимней ночью в постели
диктор в прямом эфире
когда заболеешь —
в свое ладное тело
хочешь вернуться
много нового о себе
в моей старой тетради
2001-й
дед мой был себялюбцем
а я эгоист
даже в месяц медовый
перебранки супругов
нежарко еще
к восходящему солнцу
выпучен месяц
толкает он землю
и висит в дельтаплане
в бочке с медом
везут Александра на запад
в точку начала
вечером южный ветер:
запах цветущих садов
майское утро
сквозь закрытые веки
быстрые тени
ослепительно в лужах
горит городская весна
|
|