|  | ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ№1, 2004
 Алексей Дьячков И ОБЛАКУ И НЕБУ
 
 
 ТАНЯ
 
 Пока февраль — то то, то это,
 А уж не вылепить обед,
 Глядишь, весна по всем приметам,
 Глядишь, и лето на дворе.
 
 Пчела прилипла к склону булки,
 Бежит в кудряшках сладкий бог,
 В песочнице забыв фигурки
 И с треском сломанный совок.
 
 Летит бабa, за ней всего лишь
 Испуг — расплакался малыш.
 Ты взгляд на нем не остановишь,
 И слух к нему не обратишь.
 
 
 
 ЧЕРНОВИК
 
 С приближением сумерек вдруг проступил рисунок
 на лесах — муравы, паутины, пастушьих сумок —
 золотой неуверенный трепет персидской вязи
 о наложницах, звездах, походах из грязи в князи.
 
 Утром в хмуром лесу заблестят письмена иные,
 наплывая на зелень, неровные буквы Имя
 исказят, не оставив в лесу ни лисы, ни зайца. —
 Золотые развалины в озере отразятся.
 
 Да и те расползутся со временем в назиданье
 мудрецам, и останутся галочки, препинанья
 знаки — детские хвостики на скороспелом снеге.
 Вечер не черканет, и следа не оставит Сергий.
 
 
 
 ПЕРВЫЕ АПОСТОЛЫ
 
 На мелководье видно, как песок
 из-под стопы взвивается и кружит,
 и оседает. Терпкий запах стружек,
 и сладкие — олифы и досок,
 и воска — завораживают. Лодка
 скользнула по волне и встала кротко.
 
 Как будто стороной прошла гроза,
 потом светает рано и бывало.
 Не помню слов, но то что Он сказал,
 когда мы весла подняли, запало.
 И я все думал, расправляя сеть,
 о Пришлеце. И думал поглазеть.
 
 Потом забыл. И ночью, взяв улов
 богатый, и не вспомнил бы, Иаков
 не помяни о Нем... Как будто знаком
 невидимым отмечен. От голов,
 склоняющихся в сумраке у края
 к волне, струились, чешуей играя,
 
 карасики и окуньки. Малек.
 Зачем Он к нам пришел? Что мы для Бога,
 коль вправду Он мессия? Как далек
 Он должен быть от нас, когда дорога
 моя и братьев в море, а не в храм.
 Заря росла и приближалась к нам.
 
 
 
 НА БЕРЕГУ
 
 Потянуло с обрыва теплом, и упало
 голубое перо на ладонь Иоанна.
 Савл на днище сидит перевернутой лодки,
 заглядевшись, как невод плетут одногодки.
 Загорелые шеи, подвижные руки,
 под ногами опилки и устриц скорлупки.
 
 Я подумал, вот мы собрались здесь под вечер.
 Среди нас доля добрых, достаточно желчных,
 большинство никаких, как повсюду, быть может.
 И молчун Назарянин. — Мы разные, Боже!
 Но когда его видишь сквозь веток сраженье,
 словно с неба глядишься в свое отраженье.
 
 Ощущал ли я что-то похожее в детстве,
 прикасаясь к тому, кому не отвертеться, —
 и в ответ мне вода родникового мрака
 улыбалась тревожно. Ты слышишь, Иаков?
 А Иаков под фартук залез с головою.
 Из-под снега в меже остро пахнет травою.
 
 Пальмы кровь проливают на утренней сече,
 тигром огнеполосым врывается вечер.
 Чья-то лодка гниет на прибрежной поляне.
 И мальчишки мехи из-под бражки гоняют,
 бросив невод в кустах. Слышны посвисты ветра.
 Мандарин закатился за блюдо шербета.
 
 
 
 СКАЗКА
 
 Пока морозный ветер белит
 холмы и тучек мнет бока,
 старуха козочку лелеет,
 вдыхает запах молока.
 Глазами белыми от соли
 глядится в инея стекло.
 Как много пережито боли.
 И, выдыхая молоко,
 она вдруг крестится поспешно.
 Коза закатывает глаз
 и блеет кротко, безутешно
 по клеверам...
 помилуй нас!
 Старик грызет сухую репу
 и печки щупает тепло,
 пока дым изб качает небо,
 а небо свеклой затекло.
 
 
 
 . . .
 
 Черны подмостки по погоде.
 Хлеб черен, что слепец посеял.
 Стихает гул, мы не выходим,
 выходят склон и лес осенний.
 
 Береза в мураве бесцветной
 янтарным светом тонет, дышит
 под робкие аплодисменты,
 которые глухой не слышит.
 
 Волна листву к оврагу сносит,
 и клен в лощине догорает.
 И каждый год все та же осень,
 и каждый год она другая.
 
 Летит листва в почтовый ящик,
 мы разбираем почерк, имя.
 Мы слышим шум листвы, мы зрячи.
 И все же мы слепоглухие.
 
 
 . . .
 
 За птичками черновика
 я повторяю —
 пыхтит девица, чуть жива,
 цигаркой Salem.
 Встал рыжий луч на пустыре,
 а в арку дома
 плывут из паутины ре-
 ставрационной
 фасады в пене рококо
 и в вязи литер.
 В канале белом высоко
 витает Питер.
 Его свободный, вольный дух
 гранитом скован.
 Не Невский плеск ласкает слух,
 плебейский говор.
 Не гул, не колокольный звон
 разносит эхо,
 базарный шум, словесный сор —
 потешки века.
 Я повторяю, щурясь на
 себя в водице.
 Луч рыжий, белая стена.
 Как пламя птица.
 
 
 
 ИГРА ВОДЫ
 
 Я подношу к глазам тимьян,
 дорогой сорванную зелень.
 Я слишком долго ждал тебя,
 как ждал порой на карусели
 заветной очереди, в такт
 печальному круженью, завязь,
 лист подвернувшиеся в прах
 кроша. Дыша. Переминаясь.
 Я становлюсь тобой, а ты,
 протуберанца тонкий волос
 смахнув, за жестом прячешь робость,
 как синий свет игра воды.
 
 
 
 . . .
 
 Я облако всю зиму рисовал...
 Кружится снег, под снегом гнется ветка.
 В морозный день слоится синева,
 дыхание заметней человека.
 
 Я воздуху служу, за слоем слой
 даю дышать и облаку и небу.
 И неба строй, и облака косой
 раздрай то в ширь растут, то вьются в небыль.
 
 Мир на холсте, а на палитре Рим
 под варварами. Пестрые руины.
 Засохла роза смазанных белил,
 застыл без губ глоток ультрамарина.
 
 Как облако связать с землей, с быльем?
 Твержу вопрос. В окно гляжу напрасно.
 На ветку снег прилег, сложил окно.
 Мешаю охру. Растираю красный.
 
 Откуда взялся на холсте закат?
 Льняной стежок стал безысходной далью.
 Как будто Иоанн агнца заклал,
 и облако барашком умирает.
 
 
 
 СЕРГЕЕВСКОЕ
 
 Попал под ливень и продрог,
 забрел в сельмаг за постояльцем,
 где пробавляются чем бог
 пошлет охотники на зайцев.
 И вот сижу, погоду жду
 под липой с мокрою кукушкой,
 просроченный кефир цежу,
 жую филипповскую сушку.
 
 Журнал и плавки в рюкзаке,
 в траве очисткой дольки дыни
 желтеет лямка. Вот тебе
 и отдохнул на выходные.
 
 Трясется под дождем бугор,
 глухая липа чушь мне мелет,
 течет вдоль берега кагор,
 к реке рыбак бежит с похмелья.
 
 Бесчисленны тела дождя,
 и свойства их изведать сложно.
 Ресницы липкие дрожат,
 и небо падает в ладошку.
 
 А тело круглое одно —
 в утробе я, ствол липы, мира
 листва — торопится домой
 по упаковке от кефира.
 
 
 . . .
 
 Туман ушел под траву, а трава
 вдруг встала, как узор калейдоскопа.
 Блестят стекляшки детского добра,
 играют кромкой радужного скола.
 На склоне слива признана давно,
 лиловый будда — куст у поворота.
 Вот занесла крапивница крыло
 над озером — и лес стоит багровый.
 Три всадника, замедлив бег, горят,
 лихие кони яблоки роняют.
 Забросившие в омут якоря
 два облачка немой рыбак гоняет.
 Налился синей кровью влажный глаз,
 всей пустотою выпуклого неба
 сквозь всполохи разглядывая нас.
 А мы молчим. Последний вечер лета.
 
 
 
 НОВОЕ ВРЕМЯ
 
 Вечор пожаловали гости.
 Сегодня я гостям не рад.
 Спит сад в оливковой коросте,
 и полыхает виноград.
 
 Кузнец играет. Днище лодки
 скребет рыбак, рубаху сняв.
 На синем склоне одногодки
 пускают змея в небеса.
 
 Заря. Как твой загар кусками,
 кустами сходит к морю день.
 Смолкают соловьи. — Пускай их!
 Пусть будет все как у людей.
 
 Тревожны признаки грядущих
 событий. Из лучей венец
 сплетается над садом. Пуще
 заходится в горах кузнец.
 
 Соседский склон признала осень,
 склон тонким золотом прошит.
 Осла к горам ведет Иосиф,
 Мария с девочкой спешит...
 
 
   |  |