|
МАСТЕРСКАЯ №2, 2000
Александр Сорока
Берестяные отрезки
Монастырь Ко Люй-Ман находится в отдалении от Китая, тем паче от Японии, традиционных дзенских местностей. Однако дзен начинался именно здесь и уже отсюда распространялся дальше на Восток. Именно в силу удаленности от привлекающих исследователей местностей, роль монастыря Ко Люй-Ман абсолютно не исследована даже в дзенской литературе, а большинство (если не все) из идущих путем дзен даже и не подозревают о существовании древней дзенской столицы.
“Десять берестяных отрезков”, более известные под названием “Килдым-Цзюань” — основное достояние библиотеки Ко Люй-Ман. Это юлу * , притчи и коаны ** , процарапанные на десяти берестяных свитках.
Вот они, фрагменты древнейшей книги.
ЧТО ЕСТЬ БУДДА
Известного мастера, любителя выпивки, Е Хий Ли один из учеников спросил как-то: “Мастер, что есть Будда?” Недолго думая, мастер, в то утро несколько отягощенный последствиями выпитого накануне, произнес: “Будда — это я наутро после посещения питейного дома”.
Ученик встал на путь дзен недавно, и слова мастера показались ему едва ли не кощунством; во всяком случае, он решил, что мастер с похмелья не отдает себе отчета в том, что говорит. (А надо сказать, что накануне Е Хий Ли выпил изрядную дозу сакэ, поэтому подозрения ученика были не вполне безосновательны.)
Огорченный таким поведением Е Хий Ли и отнюдь не удовлетворенный таким его ответом, ученик отправился с тем же вопросом к другому мастеру, Ди Тонг Ма, казавшемуся ему более компетентным в столь важном вопросе. Кроме того, ученику казалось важным, что Ди Тонг Ма не употребляет спиртного.
Ученик пересказал Ди Тонг Ма ответ Е Хий Ли.
— Он заблуждается, — ответил незадачливому ученику Ди Тонг Ма, — Будда — это я наутро после посещения питейного дома.
— Мастер, но вы же не пьете? — удивился ученик.
— А я тебе о чем толкую? — возмутился Ди Тонг Ма.
В этот момент ученик обрел просветление.
ЧУДЕСА ДИ ТОНГ МА
Один из учеников Ди Тонг Ма был родом из мест, где в почете были всякие виды колдовства, поэтому ему казалось, что мастер должен уметь творить какие-нибудь чудеса.
Однажды он обратился к мастеру с просьбой показать ему свое умение.
— Что ж, — сказал Ди Тонг Ма, — присаживайся здесь, и я продемонстрирую тебе свое умение.
Ученик уселся на предложенную мастером циновку, а Ди Тонг Ма скорчил смешную физиономию, начал водить руками в воздухе, умело пародируя пассы колдунов, и забормотал нечто очень похожее на то, что дети произносят, едва научившись говорить.
— Мастер, я не могу настроиться, — смеялся ученик, — вы так смешно выглядите. Подождите немного, я отсмеюсь...
— Зачем? Чудо уже свершилось. Мое колдовство состояло в том, чтобы вызвать у тебя смех. Как видишь, помимо прочего я еще и могущественный колдун! — с неподдельной гордостью ответил ученику Ди Тонг Ма.
|
|