ОЙКУМЕНА №3, 1995
Леонид Костюков
ПОЭТИЧЕСКИЙ КЛИП КАК ЯВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Есть идеи, которые витают в воздухе. Например, соединение в искусстве чего угодно с чем угодно (человечество занимается этим на протяжении всей своей истории) или визуализация искусств невизуальных. Вот стали доступны неплохие цифровые видеокамеры — и частное лицо в состоянии снять и смонтировать небольшой фильм. Так как поэзия — не шоу-бизнес, не коммерческая сфера, то видеоклипы на стихотворения и должны были появиться именно сейчас, как результат деятельности частных лиц, вовлеченных в поэтический процесс.
О том, что идея и впрямь созрела, свидетельствует факт: поэтические клипы стали приходить почти одновременно и независимо из нескольких точек: из Германии, из Риги, а теперь появились и в Москве*. Очевидно, что это не простое совпадение.
Изложить впечатление об этих клипах легче, исходя из логики предмета. Звучит стихотворение — что может видеть зритель на картинке? Первый вариант — называемое (прямая иллюстрация). Второй — нечто, ассоциативно связанное со звучащим текстом. Третий — поэта, читающего стихи. Четвертый — специально созданный арт-объект (картинку, фотографию, инсталляцию, в пределе — мультфильм). Пятый — текст стихотворения (сами буковки). Какие варианты реализованы? Все! Причем зачастую — почти все в рамках одного стихотворения, через довольно быстрый монтаж.
Есть искушение использовать музыку. Примерно в половине случаев режиссеры ему поддаются . По-моему, зона возможной удачи здесь очень узкая. Если музыка входит как третья самостоятельная составляющая (помимо стихотворения и видеоряда), внимание зрителя прискорбно рассеивается. Если музыка хорошо подстраивается под ритм стихотворения, получается что-то вроде недопесни. Вообще, главная опасность нового жанра поэтического клипа — угодить на задворки шоу-бизнеса, оказаться обычным MTVшным клипом с невнятными претензиями и малым бюджетом.
Видится довольно жесткий рецепт возможного успеха поэтического клипа. Во-первых, необходимо хорошее стихотворение: видеоряд не должен играть роль подпорки. Видеоряд в лучших клипах является одной из возможных интерпретаций стихотворения.
Во-вторых, манера чтения должна быть авторской, а не актерской. И даже более того: поэт, автор стихотворения, может быть участником представления (играть роль себя), а может — объектом (вроде тигра в документальном фильме ВВС). Именно вторая возможность отчетливо оставляет нас в области литературы.
Рижане (группа “Орбита”) и немцы, судя по всему, довольно давно практикуют производство поэтических клипов. “Орбита” испробовала множество способов раскрытия стихотворения видеорядом (см. выше), нашла массу точных и интересных ходов и деталей. Но общая европейская беда — поэт излишне артистичен в кадре. Получается вариант шоу: актер, читающий стихи. А этого мы видели много, в том числе отличных актеров. Если вспомнить “Маленькие трагедии” — довольно трудно обставить Юрского, читающего Пушкина в постановке Швейцера.
Москвичи Амелин, Тонконогов и Шульпяков имеют в кадре несомненную осанку поэтов. Клипы на их стихотворения представляются мне самыми удачными из увиденных. А вот Андрей Родионов, один из самых ярких поэтов Москвы, похож скорее на шоумена — и этот избыточный лоск мешает ему на экране.
Третье условие удачи — подчеркнутый аскетизм видеоряда. Полупрофессиональная камера и бюджет долларов в 50 предоставляют режиссеру и оператору десятки специальных возможностей и эффектов. Используя их на всю катушку, клипмейкер-любитель как бы обналичивает перед всем миром свою технику и бюджет и заведомо проигрывает какому-нибудь Ф.Бондарчуку с его неземной аппаратурой и $ 5000000 в кармане. На мой взгляд, ближе других к успеху в этом плане режиссер Наталья Бабинцева.
Есть ли на что опереться в культуре? По-моему, да. Ну, гениально исполненное и гениально снятое в “Иронии судьбы” стихотворение А.Кочеткова “С любимыми не расставайтесь”. Если вспомните, там актеры читают, как автор, и фрагмент фильма получается самодостаточный. Я видел очень стильный мультфильм на стихотворение Олега Григорьева “Витамин роста”. Вообще, если поискать стихи в кино, можно обнаружить множество абсолютных удач. (Я прекрасно помню о стихотворениях Арсения Тарковского в фильмах Андрея Тарковского, но не уверен, можно ли вычленять их из целого.)
Оценивать начинание как таковое, вероятно, бессмысленно — его невозможно ни закрыть, ни искусственно стимулировать. Что тут есть здоровое зерно, очевидно. Что неизбежны издержки — тоже. Но если поэт уверенно остается поэтом (а не актером или пешкой шоу), а стихотворение — стихотворением (а не поводом для забавы), то дальше открывается интересное пространство для маневра.
______________________________________________________________________________________
* Минувшим летом они были представлены на московском международном Открытом книжном фестивале.
|