|
ПАНТЕОН №2, 2000
Николай Недоброво
ЧААДАЕВ 10-х ГОДОВ
Николай Владимирович Недоброво больше всего известен в наше время как «Н.В.Н.» — адресат многих стихотворений Ахматовой, обозначенных таким посвящением; или — чаще — он присутствует в них как неназванный герой, но многое в таких стихах определяется именно его отсутствием (точнее, неназванностью), как писала сама Ахматова о «Поэме без героя» (где и он появляется — в одном из отступлений). Их поэтический диалог начался в 1913 г. стихотворением Недоброво к Ахматовой (опубликовано в 1916-м), и уже в нем автор как будто почувствовал важное свойство ахматовской поэзии — вбирать в себя голоса других.
Как ты звучишь в ответ на все сердца! Ты душами, раскрывши губы, дышишь, Ты, в приближенье каждого лица, В своей крови свирелей пенье слышишь!
И скольких жизней голосом твоим Искуплено ничтожество и мука... Теперь ты знаешь, чем я так томим? — Ты, для меня не спевшая ни звука.
Ревнивая укоризна, прозвучавшая в этих стихах, вскоре должна была рассеяться: 1913 год — может быть, самый счастливый в короткой поэтической судьбе Недоброво. Близкая дружба с Ахматовой, во многом способствовавшая созданию ее поэтического образа — сначала в жизни, затем, после статьи в «Русской мысли», и в литературном процессе (даже, как оказалось потом, и в истории литературы: ныне статья Недоброво обязательна для всех пишущих об Ахматовой)... Начало собственной литературной карьеры: журналы начинают предлагать ему публикацию стихов, и даже С.А.Венгеров немного позднее просит у него данные для своего биобиблиографического словаря... Но к этому предложению ученого Н.В.Недоброво не чувствует себя готовым.
Он не был поэтом, много пишущим. При жизни было опубликовано около 30 стихотворений, не вышло ни одного сборника; и архив Недоброво не очень велик. Но он был по самому складу своему человеком литературы, которую считал не только своим (или каждого) личным делом. Филолог по образованию, однокурсник Блока на историко-филологическом факультете Петербургского университета (и его друг в 1900-е годы), Н.В.Недоброво занимался теорией стиха (но лишь исследователи помнят теперь, что название силлабо-тоническому стиху дал именно он), поэзией Тютчева и Фета... Еще не собраны все рецензии, отчеты о работе Общества ревнителей художественного слова, написанные Недоброво, которого называли правой рукой Вяч. Иванова в этой его Академии стиха.
Он был заметной фигурой в литературной жизни 1910-х гг. «Поэтом изящным и тонким» называл его Андрей Белый, разбиравший в одной статье ритмический рисунок стихов Тютчева и Недоброво (опубликована уже в наше время). Сопоставление с Тютчевым было знаменательно: в сознании современников Недоброво остался «как бы представительствующим» за Тютчева (О.Мандельштам). Тютчев действительно был в мире Недоброво едва ли не главной фигурой, тютчевское начало он считал особенно перспективным в поэзии XX века.
Современники запомнили «великолепного Недоброво» (В.Пяст), «язвительно-вежливого петербуржца» (О.Мандельштам), светского льва и строго-беспристрастного, профессионального ценителя поэзии. Его называли «Чаадаевым десятых годов»: он не только был законодателем вкусов в своей среде (как Чаадаев — в своей), но строил и внешний облик, и свое поведение в соответствии с некоей культурной, исторической миссией, которую призван был осуществить он, как и его поколение.
Главным своим делом Н.В.Недоброво считал все же поэзию, которую, повторим, понимал не только как свое личное дело. В 1913 г., не удовольствовавшись Обществом ревнителей художественного слова Вяч. Иванова, он организовал и другое объединение — Общество поэтов, в котором играл ведущую роль, будучи «товарищем» (мы бы сейчас сказали — заместителем) председателя — поэта Е.Г.Лисенкова. Общество, просуществовавшее два года, должно было быть открыто для самых разных литературных сил (стремившихся в 10-е годы скорее к размежеванию) и осуществить на деле главную идею Недоброво — главенство поэзии, вообще искусства, и над жизнью, и над академической теорией, без которой он себя не мыслил, но которая не должна была возобладать над поэзией, хотя порой посягала на это.
«Вскоре вступаю я на поприще славы...» — писал Недоброво Б.В.Анрепу в 1913 г. То, что поэт-филолог задумывал еще в 900-е гг., — в тех юношеских планах, как и у людей десятых годов предыдущего века, естественно сливались мечты о личной славе, элемент игры (не обходилось порою и без рисовки) и сознание важности литературного дела, — начинало осуществляться. 1913 год был годом его блестящего взлета (период подготовки занял много времени: поэту было уже 30 лет)...
Дальнейшая судьба Недоброво символически совпадает с началом конца Серебряного века. Взлет, обещавший столь многое, стремительно обрывается. На полтора года отложена в «Русской мысли» статья об Ахматовой, оттесненная материалами, связанными с войной (хотя Недоброво предлагает лучше помедлить с публикацией его собственных стихов, если это поможет выходу статьи). Прекращает свою деятельность Общество поэтов. Рушится не только уклад всей жизни, но и самые основы мира Н.В.Недоброво...
«Война оказалась для него центральным звеном всей цепи, и это звено стало для Н.В.Недоброво роковым. Зиму 1914 — 15 гг. он был нездоров, в пору отступления летом 1915 года его нездоровье перешло в «болезнь без названия», а в 1916 году эта болезнь получила название: она оказалась чахоткой. В 1917 году летом он стал говорить с отчаянием: «венец отошел от России, дух отлетел от нее». В это же время доктор говорил его жене: «Болезнь начинает принимать дурной оборот» <...>
Он умер так, как умирают от несчастий любви». Так писала близко наблюдавшая последние годы жизни Недоброво Ю.Л.Сазонова-Слонимская. В 1916 г. он оставляет Петербург (надо было знать, как он в юности стремился туда, именно туда из совсем не нужного ему Харькова! Его мечта осуществилась: он не только стал тем, чем хотел, — петербуржцем, — он стал большим; в глазах многих — чуть ли не олицетворением петербургского и даже царскосельского стиля. Надо представить себе все это, чтобы понять, чем же тогда должен был стать для него отъезд — как оказалось, навсегда). В мыслях и письмах Недоброво постоянно возвращается к Петербургу как к центру всей жизни, и не только личной. «Неправедна жизнь, в которой нет ничего, кроме заботы о себе, особенно теперь, — пишет он в январе 1917 г. — В том, что я инвалиден именно теперь, я чую кару». Резкое неприятие уже февральской революции (что было не характерно для большей части русской интеллигенции), мрачные пророчества в связи с ближайшим будущим России, усугубление болезни — такова внешняя канва последних лет его жизни. С рукописной тетрадью своих стихов (хранится в РГАЛИ), откуда и взяты стихотворения для нынешней подборки, поэт работал до 1918 года (умер в Ялте в 1919 г.).
Такова парадоксальная судьба этого поэта-филолога. Бывший легендой 10-х годов, он оказался затем забыт на много лет. Никогда не был эмигрантом — большая часть его архива оказалась за рубежом и в результате была открыта для исследователей в России лишь в 1991 г. и к тому же ныне хранится в Москве, где Недоброво никогда, кажется, и не жил.
Но зато в последние годы он снова становится легендой, а может быть, частью «петербургского мифа». Он не был большим поэтом — сегодня это уже очевидно, — но и в культуру своего времени вошел, и стал ее частью.
Екатерина Орлова
НИКОЛАЙ НЕДОБРОВО
БАЛЕРИНЕ
Мощь мышц у тела тяжесть отняла. Ты в воздухе, и нет нужды в опоре; А за плечом покойным нет крыла... Выходит: ты океанида в море!
Но если воздух наш тебе — вода, Не легче ль ты сама мечты влюбленной? Ей не угнаться, даже окрыленной Стихами, за тобою никогда. 21.III. 14
НА НОВЫЙ 1905 ГОД
Наступает год... новый! — нет... продолженье нового грозного четвертого года, когда многое зародилось в России, что взойдет по целому миру. Грозный год морозов, войны и подземного гула недовольства народной воли, что-то старое в нем замерзло, сметено и погибло. Он ушел этот год, когда мы не танцевали в боязни за братьев и хороших знакомых, когда в отчаянии чуть не желали врагу победы, когда ложились спать спозаранку, чтоб узнать скорее, что будет завтра, когда в царские дни не отражались салюты от воды в дворцы и от дворцов в небо. 31.XII.04 — 25.V.06
• • •
Могу ли посвятить людей, Мне повстречавшихся случайно, В разволновавшиеся тайно Мистерии души моей?
Мои стыдливые огни Не вынесут их приближенья, И, вспыхнув светом возмущенья, Погаснут трепетно они.
Нет, только выспренним сердцам Открою тайное служенье, Лишь их на жертвоприношенье Я позову в укрытый храм. 1.I.03 — 16.VI.11
• • •
Длинной вереницею в белых покрывалах тени вдаль уносятся от земли к луне. И, назад повернуты, грустно, с укоризной головы безлицые чуть кивают мне. И, назад протянуты, длинные, немые, руки точно просятся, тянутся ко мне. Полное раскаяньем сердце тихо ноет. Цепь теней теряется далеко в луне. 3.I.04
СОН БЛАГОДАРНОСТИ О.А.Химона
Чаруя и перегибаясь, Тянулось кружево твое В моих руках — и забытье, Чаруя и перегибаясь, Сознанье облекло мое; А, по виденьям сна, ласкаясь, Чаруя и перегибаясь, Тянулось кружево твое.
Его узор замысловатый Неровно зыблясь рос вокруг; То в сонме туч, луны подруг, Его узор замысловатый Я узнавал; то лесом вдруг, Прозрачный и зеленоватый, Его узор замысловатый Неровно зыблясь рос вокруг. И в пене светло серебристой Я видел те же кружева: Морская в искрах синева И в пене светло серебристой; И растеклась, вскипев сперва, Волна по отмели кремнистой — И в пене светло серебристой Я видел те же кружева. 21—22.III.12
Подготовка текста и публикация Е. Орловой
|
|