|
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ №4, 2007
Глеб Шульпяков
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК
* * * прозрачен как печатный лист, замысловат и неказист, живет пейзаж в моем окне, но то, что кажется вовне окна, живет внутри меня — в саду белеет простыня, кипит похлебка на огне, который тоже есть во мне, и тридцать три окна в дому открыто на меня — во тьму души, где тот же сад, и в нем горит, горит сухим огнем что было на моем веку (кукушка делает «ку-ку») — и вырастает из огня пейзаж, в котором нет меня
* * * ревет и грохочет на привязи лодка ночного причала, и тьму околотка, точнее, окрестностей архипелага, сжимает, как землю в карманах, салага, — и между землею и небом, как остров, точнее, как необитаемый остов, плывет, раздвигая соборы из мрака апостола павла — апостола марка
* * * человек состоит из того, что он ест и пьет, чем он дышит и что надевает из года в год, вот и я эту книгу читаю с конца, как все; затонувшую лодку выносит к речной косе, ледяное белье поднимают с мороза в дом, и теперь эти люди со мной за одним столом; тьма прозрачна в начале, и речь у нее густа — открываешь страницу и видишь: она пуста
* * * у черного моря в медвежьем углу, где желтые волны одна на одну бросает на берег, как стопки белья, и море шумит в закромах бытия, — мой новый овидий! оставшийся лишним в отчизне, давно позабывшей о книжном наречии, смотрит на небо за пряжей густых облаков над пустотами пляжей; и что ему греки, румынские даки — в беременных тучах, как нож для бумаги, мелькает крыло, разрезая страницы вот счастье, овидий! вот право — патриций
* * * гуди, гуди — мой черный ящик, на пленку сматывай, пока мой привередливый заказчик не обесточил провода — пока потрескивает сверху его алмазная игла, я не закрою эту дверку — мне по душе его игра, в которой медленно и тускло, без препинания и шва, слова прокладывают русло реки наверх — а жизнь прошла
* * * качается домик на белой воде бульварного неба, а может, нигде — качается между бульваров москва, давно опустели ее рукава, одна лишь по старой привычке нужду справляет собака в забытом углу — мелькает как облако жизнь в голове — и дальше бежит по небесной москве
ДЖЕМА-АЛЬ-ФНА*
«Спутник находится в мертвой зоне... ...находится в мертвой зоне...»
Марракеш! Розовые десны старого города. Белые спутниковые тарелки зря сканируют небо — ни дождя, ни фильма небо им не покажет. Погасла черная теле-кааба. И город под вечер идет на площадь. Головы. Головы. Головы. Головы. Головы. Голос на башне хрипит и стонет. Все на молитву! но голос никто не слышит. Сотни рук выстукивают барабаны. Сотни губ вытягивают флейты. Сотни ртов выкрикивают слова — и площадь затягивает меня в воронку.
«Что бы вы хотели, мсье?» слышу возбужденный шепот. «Qu est-ce que vous voulez?» —
Я отмахиваюсь: «Не хочу смотреть гробницы Саадитов». «Не хочу слушать сказки тысячи и одной ночи». «Не хочу пробовать печень хамелеона». «Ни будущее, ни прошлое менять не желаю».
«Так что бы вы хотели, мсье?» — не унимается тип в полосатой джеллабе.
«Можешь мне вернуть «я»?» — спрашиваю. «Нет ничего проще, мсье!» Он покорно опускает веки — виден лиловый узор, которым они покрыты. «Идем до квартала двойников. Тому, кто твой, положишь руки на темя — так, смотри». Грязные ладони складываются лодочкой. «И все?» — «Все». Улыбаясь, он обнажает кривые белые резцы. «Combien? — Сколько?» — «Сколько Аллах подскажет сердцу».
Широкая, как жизнь, площадь стекает в адские трещины улиц. Утроба города урчит и чавкает. В темноте на прилавках все сокровища мира. Но где полосатый балахон? Еле успеваю в толпе за провожатым.
«Пришли!» Под коврами, в шерстяном капюшоне некто уставился в пустой телевизор — рядом на ступеньке чай, лепешка. Он подталкивает: «Пора, друг». Замирая от страха, складываю руки, и —
«Я — продавец мяты, сижу в малиновой феске!» «Я — погонщик мула, стоптанные штиблеты!» «Я — мул, таскаю на спине газовые баллоны!» «Я — жестянщик, в моих котлах лучший кускус мира!» «Я — кускус, меня можно есть одними губами!» «Я — ткач, мои джеллабы легче воздуха!» «Я — воздух, пaґхну хлебом и мокрой глиной!» Теперь, когда меня бросили одного посреди медины, я с ужасом понял, что я — это они: продавцы, погонщики, зазывалы, нищие, ремесленники, бродяги; что я смотрю на мир их черными глазами; вдыхаю дым кифа их гнилыми ртами; пробую мятный чай их шершавыми губами; сдираю шкуру с барана их заскорузлыми руками; что мне передалась тупая поступь старого мула; то, как зудит лишай на бездомной кошке. Я хотел найти себя, но стал всеми! стою — и не могу сойти с камня...
В этот момент вспыхивают экраны — спутник вышел из мертвой зоны! — и город отворачивается к телевизору. А я застыл посреди базара и не понимаю: кто я? что со мной? «Мсье!» — слышу над ухом строгий голос. Это говорит офицер, патрульный. «Ваши документы, мсье!» — Мне кажется, что я не существую... — Кому кажется, мсье?
* * * человек на экране снимает пальто и бинты на лице, под которыми то, что незримо для глаза и разумом не, и становится частью пейзажа в окне — я похож на него, я такой же, как он, и моя пустота с миллиона сторон проницаема той, что не терпит во мне пустоты — как вода, — заполняя во тьме эти поры и трещины, их сухостой — и под кожей бежит, и становится мной
* * * палку, что ворошил костер, бросил, когда загорелась, в угли — если язык не к добру остер, значит пора на дорогу в углич, и ни словами, ни лесом рук тут не поможешь, как ни старайся, — вырвал язык, не воскреснешь вдруг; в черных оврагах иди, скитайся
* * * как лыжник, идущий по снегу во тьму, держу на уме, что не видно ему — все дальше уходит по лесу лыжня, все больше того, что в уме у меня; сосна, как положено древу, скрипит в ночи на морозе, который сердит; и лыжник выходит из леса к реке (я вижу цветные огни вдалеке) — спускается вниз, и скрипит языка большая, как память, ночная река
___________________________________________________________
* Джема-аль-Фна — средневековая площадь Марракеша, одновременно и рынок, и место традиционных мусульманских представлений.
|
|