|
ГОЛОСА №4, 2007
Валерий Мишин
ПЕСНЬ ЗА ПЕСНЕЙ
она произнесла фразу, которая в корне меняет суть вещей: бабы не дают — бабы принимают. о, если бы она была мне сестрой, сосавшей груди моей матери, тогда, встретив ее на улице, расцеловал бы ее и меня никто бы не осуждал, а так скажут: зачем прилюдно целуешь жену свою, неужели дома нет на это времени?
о, соломон, ты первый среди поэтов, веками стихотворцы пели с твоего голоса, воровали у тебя метафоры, ты действительно царь, будь я управляющим твоей канцелярией, запретил бы повторять, что возлюбленная прекрасна, как луна, светла, как солнце, называть ее глаза голубиными и говорить, что лобзанье уст лучше, нежели вино... запретил бы или взымал пошлину в пользу государства израиль, ведь многие толкователи утверждают — именно к нему обращены твои песни, а суламита только предлог, да она, в конце концов, и прогнала тебя: беги, соломон, беги...
тебе подражали, но редко доходили до крайностей, скажи, кто еще способен вообразить такое: стан твой похож на пальму, груди на виноградные кисти, и подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ее ветви... а я подумал: какой страстью нужно сгорать, чтобы, исцарапанному и окровавленному, карабкаться по шершавому стволу...
правда, некоторые сочли твои сравнения абсурдными, в частности, александр гликберг, то-есть саша черный, написал сатиру “царь соломон сидел под кипарисом” там скульптор хирам якобы отлил медную статую суламиты, пользуясь твоим текстом, в результате получился монстр, с носом вроде ливанской башни, зубами, как стадо овец, животом, как круглая чаша с вином, чревом в виде вороха пшеницы, обставленного лилиями...
соломон, замечу, скульптор был твоим современником, а современники плохо понимают гениев, джузеппе арчимбольдо несравнимо лучше справился бы с задачей...
да разве так уж и однолинейны твои метафоры? разумеется, зубы не просто похожи на стадо овец, но стадо овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними... как я понимаю, это о том, что зубы у суламиты вечно молодые и белые, она регулярно их полощет, никакой кариес им не страшен, и если, представим, стражники, схватив ее, случайно выбьют зуб, то тут же вырастет новый...
позволь, приведу еще место, где я чуть не зашелся: возлюбленный мой протянул руку свою сквозь скважину, и внутренность моя взволновалась от него... вот-вот, подумал я, сейчас все и начнется, однако рука была протянута всего лишь сквозь отверстие в двери, суламита встала и открыла замок.
но ты не спешил вкусить желанный плод: отперла я возлюбленному моему, а возлюбленный повернулся и ушел... у дверей суламиты было много плодов, новых и старых, которые она сберегла для тебя, ты же отправился в поля и сады, посмотреть, как оживает природа и расцветают деревья... самое высокое наслаждение — это то, что мы испытываем в воображении, как бы ни была прекрасна возлюбленная, не надо забывать, что она грозна, как полки со знаменами, и рано или поздно скажет: бабы не дают, бабы принимают... беги, соломон, беги... а я уклоняюсь от взгляда ее, ибо он волнует меня...
|
|