Арион - журнал поэзии
Арион - журнал поэзии
О журнале

События

Редакция

Попечители

Свежий номер
 
БИБЛИОТЕКА НАШИ АВТОРЫ ФОТОГАЛЕРЕЯ ПОДПИСКА КАРТА САЙТА КОНТАКТЫ


Последнее обновление: №1, 2019 г.

Библиотека, журналы ( книги )  ( журналы )

АРХИВ:  Год 

  № 

МОНОЛОГИ
№2, 2000

Павел Белицкий

О ДЕЛЕ ПОЭЗИИ И О ПОЭЗИИ ДЕЛАННОЙ
Может ли кто-нибудь из ныне пишущих и читающих стихи вполне и без внутреннего сомнения поручиться в необходимости этой поэзии?

Вопрос, увы, не праздный и не риторический. Скорее “детский” — в том, блоковском, смысле слова, он — своеобразное “мементо мори” любого современного поэта, да и не современного тоже... В любую эпоху, так или иначе, но поэт вынужден был о нем помнить, иметь в виду, им мучиться и постоянно, каждым своим словом, да просто самим фактом своего существования именно на него и отвечать...

А современный поэт все же — особенно.

Есть в записных книжках у Бунина такая запись: “Удивительно предсказал Боратынский в одном своем стихотворении: “И будет Фофанов писать...””

А еще удивительнее предсказал Гете: “Будет поэзия без поэзии, где все будет заключаться в делании: будет мануфактур-поэзия”.

Что ж, если не обращать внимания на это, ставшее несколько архаичным, словечко — “мануфактура”, в котором скрипят еще деревянные колеса первых немецких станков и хлопают на ветру голландские полотнища, то диагноз нынешнего состояния поэзии выглядит, в принципе, убийственно верным. Производство достаточно качественного и, так сказать, имеющего товарный вид текста при известности и отработанности механизма этого дела, — вот, похоже, что мы имеем, вот то общее впечатление, которое складывается при чтении поэтов, казалось бы, самых разных и эстетически не просто противоположных или абсолютно несоотносимых друг с другом, но даже и существующих как будто в несообщающихся концах вселенной — от Александра Кушнера до Ры Никоновой, от авторов “Нашего современника” до Льва Рубинштейна...

Ни традиционность, понимаемая так или иначе, ни, наоборот, самого разного свойства авангардность поэтики того или иного современного автора — в деле удручающим образом ничего не меняют: и то и другое в конечном, “гамбургском”, счете дает, за редкими исключениями, один и тот же результат — и в самом существе вроде бы противоположных поэтик и художественных манер чаще всего обнаруживается общий, если не родовой, порок: литература ...

Эта коренная общность (чтобы не сказать безразличность) наводит на мысль о том, что, в сущности, и поэтик-то разных нет, потому что нет, похоже, за нынешней поэзией живой философии, а как следствие — нет ни самой поэзии в полноте ее осуществления, ни, следуем дальше, стиля. Есть формальные различия во внешних признаках стихов, так сказать, стихи с разным экстерьером...

Роскошь читать “слова, слова, слова” мог позволить себе принц датский, но, между прочим, мышеловка захлопывается, в конце концов, и для него тоже, может быть, даже в первую очередь для него. Снисходительное же презрение современного ценителя “герметичной” поэзии (то есть, в данном контексте, захлопнутой мышеловки), эстета и интеллектуала, к самоубийственному безумию поступка — и в литературе, и в “живой жизни” (здесь они удивительным образом сходятся в одно) — грозит оказаться погибельнее вдвойне. Нынешний Клавдий — “господин в куцем пиджачке”— ни внимать словам, ни, тем более, пугаться их не станет, и по-своему будет прав. Не оттого только, что он эстетически недоразвитый прагматик и не понимает какого бы то ни было пафоса вообще (не говоря уже о безобидных “поэтических красотах”), но потому именно, что слова эти пишут другие господа в таких же пиджачках, и, значит, ни доверять, ни серьезно относиться к ним не стоит. Они, в лучшем случае, — несколько странный, может быть, но все же просто товар, продукт мануфактуры, производящей развлечения... Что ж удивляться тому, что поэзия все отчетливее становится игрой: смыслами, знаками, масками (постмодернизм, концептуализм, куртуазный маньеризм), — театром голого эстетизма, в котором невозможна трагедия, потому что, может быть, и есть в нем все, но только кроме главного: отрезвляющей горечи жизни, реального человека в его бесприютности на ветру.

На этой сцене никто не истекает даже клюквенным соком...

Это может, на первый взгляд, показаться парадоксом, но если герметичность понимать по существу, то есть именно как “слова, слова, слова”, из слов же и растущие, как сугубую (пусть при этом и игровую, масочную) “текстуальность”, стерильную закупоренность, лабораторную непроницаемость сделанной литературы для “бацилл” живой жизни, попросту говоря, как поэзию без боли — то подлинно герметичным окажется, например, Вадим Степанцов, а не, скажем, Иван Жданов; Дмитрий Пригов, а не Сергей Гандлевский , элитарность и герметичность, вроде бы, продекларировавший:

А что речи нужна позарез подоплека идей

И нешуточный повод — так это тебя обманули.

Нынешней-то поэтической речи как раз и нужны — именно позарез — и мысль, обращенная к “живой жизни”, и нешуточность — хотя бы в поводе, в том изначальном побудительном мотиве, который и заставил человека заговорить стихами. Поэтическая речь с ее “единством и теснотой стихового ряда” (по замечанию того же Тынянова, перегруппировывающими “семантико-синтаксические связи”, что делает синтаксис “динамизированным”, а его связи более сложными и насыщенными) — высшая форма синтаксиса языка, высшая не только потому, что здесь мыслимы смысловые соединения “прыжками с джонки на джонку”, поперек формальной логики, а логика не фатальна, но и потому, что она — коммуникация, осуществляемая на уровне сочувствия. Поэзия — это синтаксис сочувствия, позволяющий человеческим языком говорить и мыслить о том, что, казалось бы (например, символистам — казалось), словами не скажешь.

Но главное — синтаксис, как органическое соединение, может быть живым только там, где осуществляется не профанирующая игра интеллекта, усвоившего схемы и “суммы приемов”, а живое связное мышление, — и если не наполнить его полую форму смыслом, живой сочувственной мыслью, синтаксические связи распадутся в конце концов за ненадобностью, и не поэзия исчезнет, а полноценное человеческое существо. Даже и “глокой куздры” не останется. То есть проблема-то не просто частная поэтическая, а общегуманитарная. Усохновение поэзии — только симптом...

Еще один момент: герметичность и элитарность при таком понимании герметичности становятся не близкими по смыслу понятиями, но даже антонимичными. Потому что элитарным-то в такой ситуации — причем в какой-то предельной степени элитарным — может оказаться, скажем, Николай Рубцов — именно по причине своей органической естественности, не интеллектуальности и не “литературности”, а интеллектуалы и эстеты, те, чьи стихи по привычной логике вроде бы должны быть “поэзией для поэтов”, чья поэтика так или иначе синтезирована, сделана, литературна — ровно в меру своей безболезненности, герметичности, выглядят продуктом массового потребления и по той же причине, так сказать, пользуются некоторым спросом...

Спрос может породить все, что угодно, но не поэзию, а именно из спроса родилась вся та широковетвистая чепуха, которую называют “постмодернистской ситуацией”. Впрочем, на мой субъективный взгляд, никакой это не “пост”, а обычный модернизм, только вышелушенный и таким образом окончательно оформленный, абсолютно рационализированный, то есть буквально доведенный до ума, а потом и до бездумного автоматизма. Это модернизм уже без “метафизического сквознячка”, без метафизики вообще, а потому и без очарования и без веры во что бы то ни было, в том числе и в самого себя. Модернизм без символизма, но с Вячеславом Курицыным, без Цеха поэтов, но — даже не с “фабрикой литературы” — с конвейером...

“Слова поэта суть дела его” — “Будет поэзия без поэзии, где все будет заключаться в делании”. Нет здесь никакого противоречия, спора между Пушкиным и Гете. Наоборот, есть согласие. Слова-дела — это слова-поступки, полные жизни и направленные в жизнь. В этой полноте и направленности их дело, в этом же и “делание” поэта. Сделанная же поэзия — поэзия без поступка, без конфликта, без жизни. Холостые обороты речи. Литература. Игра. По сути — безделица.

Поэзия, для российского сознания всегда как будто отзывавшаяся первичным, греческим смыслом самого слова “поэзия” — “делание”, — к концу ХХ века вступила, похоже, в резкий конфликт со все более распространяющимся теперь “европейским” представлением о ней как о безделице. Но именно в силу той исторической особости значения литературы в умственной жизни России, с которой “европейское” представление и пытается бороться, конфликт этот оказывается гораздо глубже и серьезнее, чем простое расхождение в эстетических пристрастиях: писательство, поэзия для России всегда были чем-то существеннейшим, в отличие от той же Европы. Не просто производство вербального товара, не просто художество, не просто искусство. В писании и прочтении написанного рождалась некая большая и глубинная сущность — так в говорении, в простом рыночном споре двух афинских мужей о значении слова, например, “добродетель”, рождалась философия и осуществлялся дух античности...

Что поделаешь, если Пушкин действительно “русской стал судьбой”. В поэзии — метафизически осуществлялась национальная самобытность и состоятельность России, и нет в этом наблюдении никакого ложного пафоса…

““Не расстреливал несчастных по темницам”. Вот символ веры, вот поэтический канон настоящего писателя — смертельного врага литературы” (Мандельштам) — забытый в дворовых играх и забавах или так и не усвоенный нами урок русской словесности. Но зато: “Главное — иметь нахальство знать, что это стихи”, — Яна Сатуновского выглядит уже не просто полушутливым личным кредо поэта, а едва ли не пророчеством того эстетического разброда, в котором окажется русская поэзия в 90-х.

А разброд (который не надо бы путать с формальным разнообразием, тоже, слава Богу, нынешней поэзии присущим), похоже, породило до странности распространенное представление о том, что поэзия, да и вообще искусство, — это не что иное, как самовыражение. Причем представление это свойственно не только людям, так сказать, “среднего сознания”, полагающим, что поэзия — такой вид спорта, которым занимаются, чтобы побить рекорд или стать чемпионом и чтобы имя твое вписали куда-нибудь золотыми буквами, — но и многим поэтам, и многим (не только, к слову сказать, литературным) критикам, удивительным образом не подозревающим даже, что самовыражение не может быть целью искусства, более того, оно даже и противоположно ему... Гоголь может выразить в том числе и Добчинского, Добчинский же выражает исключительно самого себя...

Что иметь предметом поэзии — решать, конечно, самому поэту, но выражать себя и выражать через себя — не просто смысловой нюанс, а принципиальная разница. Не будь этой разницы — и почему бы тогда не признать непревзойденной, абсолютной вершиной художественного слова — по исчерпывающей, предельной полноте и совершенной адекватности самовыражения — сумбурную речь какого-нибудь пьяного люмпена, который, держась за воздух, из самого дна своей души и целокупного своего сознания бранит весь белый свет вообще и случайных прохожих в частности, поливает все и по фене и матерно и, надо признать, делает-то ведь это единственно из чистой любви к искусству...

Отношение к нынешнему состоянию поэзии, как впрочем и оценка этого состояния, довольно противоречивы: от “поэзия умерла” (по сравнению в первую очередь с тем, как она “была жива” в начале уходящего века) до “мы переживаем расцвет поэзии” (с неизбежным, конечно, добавлением: “такой же, примерно, как и в начале столетия”).

И для той, и для другой точки зрения, безусловно, есть основания. И, может быть, даже одни и те же. То же, что для одних является признаком расцвета поэзии, для других вполне способно выглядеть симптомом ее смертельной болезни — потому что и сам “серебряный век”, на который зачастую проецируются обе точки зрения, внутри себя куда как противоречив (само уже: “Серебряный век” — целая эпоха в истории русской культуры, а уживается с этой приколоченной к ней вывеской парикмахерской). Или чего стоит, например, язвящее замечание Георгия Иванова о том, что символизм умер, напитавшись теми же ядами, на которых он и возрос...

Хотя, честно признаться, чувствуется скрытая неуверенность, внутренняя ущербность и подсознательное признание действительной неполноценности нынешнего “поэтического процесса” в этом постоянном аукании с “серебряным веком”, в непреодолимом желании сравниться с ним и что ли подпереть себя как-то этим сравнением.

Да, поэзия сейчас зажила довольно активной и, что симптоматично, салонной жизнью. Поэтические вечера в большинстве своем проходят при полных залах (юбилейный вечер “Нового мира” в ДК МАИ в декабре прошлого года, отмененный из-за того, что не пришел ни один — или, по другой версии, пришли только пять — человек, так сказать, со стороны, выглядит абсолютным исключением и техническим конфузом организаторов, если учесть, что в том же декабре и на юбилейном же вечере самиздатовского “Алконостъ”'а в Литинституте зал был битком, не говоря уже о вечере Тимура Кибирова, Веры Павловой и Юлия Гуголева в салоне “Классики XXI века”, куда просто многие не смогли протолкнуться).

Новая волна интереса к стихам вполне очевидна и потому, что не только толстые и тонкие журналы — даже Интернет завален стихами, — с формальной точки зрения не без изыска и даже, может быть, весьма приличного уровня. Но все-таки есть в этой активности некая искусственность, как и в большинстве публикующихся стихов: некое манекенное, мертвенное совершенство. Все это каким-то витринным стеклом отделено от “живой жизни”, и даже как будто гордится своей отделенностью...

Нет, не “серебряный век” это напоминает, с его катастрофическими предчувствиями, с некрасовской нотой в блоковских туманах, — но скорее заставляет вспомнить известный пассаж из статьи “Г-н —бов и вопрос об искусстве” Достоевского: “Положим, что мы переносимся в восемнадцатое столетие, именно в день лиссабонского землетрясения. Половина жителей в Лиссабоне погибает; домы разваливаются и проваливаются; имущество гибнет; всякий из оставшихся в живых что-нибудь потерял — или имение, или семью. <...> Номер журнала, появившегося в такую минуту, возбуждает даже некоторое любопытство в несчастных лиссабонцах, несмотря на то, что им в эту минуту не до журналов; надеются, что номер вышел нарочно, чтоб дать некоторые сведения, сообщить некоторые известия о погибших <...> И вдруг — на самом видном месте листа бросается всем в глаза что-нибудь вроде следующего:

Шопот, робкое дыханье,

Трели соловья <...>

Не знаю наверно, как приняли бы свой “Меркурий” лиссабонцы, но мне кажется, они тут же казнили бы всенародно, на площади, своего знаменитого поэта, и вовсе не за то, что он написал стихотворение без глагола”...

Да, конечно, дальше Достоевский еще пишет, что потом-то они поставят памятник своему поэту, лиссабонцы эпохи Просвещения... Но боюсь, что для “лиссабонцев” эпохи унавоживания почвы цитата прерывается на этом месте.

Речь здесь не о том, конечно, что поэзия должна с газетной оперативностью (упаси, Боже) отзываться на события общественной жизни. Да и любой пошляк быстренько отрапортует, мол де “поэзия вообще никому ничего не должна”, хотя ведь, с другой стороны, надо оговориться: есть такое подозрение, что поэт без чувства долга (перед чем или перед кем — решать опять же ему самому) — это поэт без философской глубины, и стихи его, если и покажутся кому-то прекрасными, все-таки всегда будут полны, в лучшем случае, той же милой необязательности, что и воробьиное чирикание.

Речь здесь не о том, как найти новые средства выразительности — стихотворение без глагола, без рифмы, без чего бы еще?.. а может силлабику попробовать? — или подобрать такие приемы и формы, которые были бы адекватны повторяющемуся и повторяющемуся еще страшнее сотрясению земли, — такое было бы уже само по себе неадекватность. Речь о том, как найти, принять и вынести ту меру ответственности за живущих все-таки на земле людей, вечных лиссабонцев, как сделать так, чтобы поэзия осталась рядом с этими людьми, не объясняющая, но сама пытающаяся понять, и потому нужная одинаково не только кафедральной филологии, кабинетной эстетике и фуршетной критике, но еще и “матросу и проститутке” — главным, по убеждению Блока, героям мировой мистерии...

Попросту говоря, вопрос в том, как поэзии найти не новизну (которой, как заметил Георгий Иванов, нет), а меру, и как в этой мере ей быть точной...

Говорят, высшая математика, наука по определению точная, не лишена признаков искусства, и хорошему математику не мешает известная доля артистизма. Может быть даже математика и есть самое чистое, не замутненное ничем в своих формах, эфирное искусство, не знаю. Подозреваю только, что поэзия все же, в свою очередь, штука точная, открывающая всю свою глубину именно в абсолютных попаданиях слова в мутное существо жизни. В поэзии только нет такой твердой почвы под ногами, такой раз и навсегда заданной меры, как элементарное “дважды два” математики, с которого можно было бы начать и которое можно было бы объяснить на пальцах.

Поэтому предмет поэзии все время норовит ускользнуть, раствориться, исчезнуть из виду, прикинуться бесом в метели — то ли он есть, то ли “померещилось, барин”... И проще всего убедить себя в том, что предмета действительно нет или (что в принципе то же самое) — что предметом поэзии является сама поэзия, — то есть лишить ее таким образом не только меры и точности, но и стремления к ним, замкнуть поэзию на саму себя, на воспроизводство текста из текста, и — пусть “все будет заключаться в делании”...

Что, увы, и имеем...


P.S.Читатель может справедливо попенять автору, мол, а где же стихотворные цитаты, подтверждающие его точку зрения. Действительно, читать статью без иллюстрирующих цитат так же скучно, как книжку без картинок. В оправдание могу только сказать: цитат из современной поэзии в этой статье почти нет не потому, что их нет вообще, а из-за того, что их могло бы быть слишком много. Выбор же из неограниченного количества возможен только по одному принципу: ткнуть пальцем наугад. Руководствоваться же случайностью автор себе не позволил, задавшись вопросом: “Если я помяну Петрова, не должен ли буду и Сидорова, а чем Иванов хуже?” — и тут же себе ответив: “Но это же невыносимо”. Словом, чающему цитат можно предложить одно: после слов “что, увы, и имеем...” открыть, например, любой толстый литературный журнал и удовлетвориться.

Есть и другой момент: почти полное отсутствие стихов в статье — как “красноречивое молчание” поэзии, то самое молчание, которое осознанно выбрали некоторые современные поэты (например, Олег Чухонцев), печально глядящие на современную поэтическую ситуацию — инерцию стиха…


<<  31  32  33  34
   ISSN 1605-7333 © НП «Арион» 2001-2007
   Дизайн «Интернет Фабрика», разработка Com2b