  | 
									
									
									
									
 ГОЛОСА №1, 2000 
Александр Кушнер 
                   . . . 
Замечтаться в саду, заглядеться на клумбу 
Золотых ноготков, обойти Ниобею, 
Не взглянув на нее, — и наткнуться на тумбу, 
Преграждавшую въезд экипажей в аллею, 
Чертыхнуться, ушиб растирая рукою, 
Сделать шаг, еще шаг: обошлось, слава богу, 
Через мостик чугунный пройти над рекою 
И потом через луг, сокращая дорогу, 
Вот и дом с белоснежным фронтоном, лепниной, 
И при входе два мраморных льва бесполезных, 
И привратник с приветливо-приторной миной, 
И парадные залы с чехлами на креслах, 
Привиденье стола, привиденье картины, 
Привиденье укутанной в белое люстры, 
“Завтра снимут их”, — прелесть другой половины 
И уют, и удобства, и скрипы, и хрусты, 
Комната со Стейнвеем, а в северном, правом, 
Затененном крыле есть другая, с Бехштейном 
И веджвудскою вазой, и Вакхом курчавым, 
И три комнаты с выходом в садик отдельным, 
Где никто не найдет: ни приятель, лукаво 
Усмехающийся, ни недоброжелатель, 
Ни слепая, на ощупь бредущая слава 
С запоздалой улыбкой и счетом к оплате, 
Можно сесть за работу, а можно лентяем, 
Взяв графинчик, устроиться, — разве не ясно? 
Или поговорить в уголке с попугаем, 
Говорящим прекрасно: “Пррекррасно, пррекррасно...” 
 
                   . . . 
Где теперь? Где-нибудь на Тобаго теперь, в Тринидаде, 
Через тысячу лет, 
Что похожи на миг, что похожи на сон, бога ради, 
Сколько спал я, скажи, без подушки и полуодет? 
О, когда б не часы на дубовом комоде, в засаде, 
Мы б не знали, какой это час, это мир, это свет! 
 
Помнишь, двое узнать не смогли почему-то друг друга 
В мире новом? Представь: буду черным, чернее чернил, 
И не вспомню, вот мука, 
Ни строки я из тех, что, находчивый, здесь сочинил, 
Не умеющий, впрочем, тростник отличить от бамбука, 
Но за рифмой спуститься готовый хоть в Нижний Тагил. 
 
Как сейчас метиолам, минуя дворовую клумбу, 
Говорю я: спасибо, — за то, что на запах вели 
В полутьме, так, быть может, сказать Христофору Колумбу, 
Что увел корабли 
Из Испании в ночь, доверяя волшебному румбу, 
Буду рад, если там, на краю мы сойдемся земли. 
 
Так запомни пароль: Где наш дом? За Таврическим садом! 
Отвечать надо сразу, короткою фразой одной. 
Для идущего рядом 
Это абракадаброй покажется — значит, чужой! 
Отойди. Извинись. Постарайся рассеянным взглядом 
Охладить его пыл под тропической красной луной. 
 
                 . . . 
Что правда, то правда, я выпил, но вечер 
Хорош был и сам по себе; на отшибе 
Отставшая тучка летела навстречу 
Тому, кто на улицу вышел, подвыпив, 
Но в прелести вечера видел заслугу 
Не столько свою, сколько мироустройства, 
Готового щедро, как близкому другу, 
Ему предъявить свои лучшие свойства. 
 
Смотри, получилась осмысленной фраза, 
И путаный синтаксис ей не помеха, 
Не так ли и слесарь, и плотник-зараза, 
Топчась, добиваются в деле успеха, 
И сволочь-сантехник, и кровельщик-сука, 
Живущие честным трудом и обманом, 
Понятней становятся: жизнь — это штука, 
Которую сладко завесить туманом. 
 
            . . .  
         “Зла, добра ли, ты вся не отсюда...” 
                                  А. Блок 
Зла, добра ли, отсюда, оттуда —  
Я не знаю, не ад и не рай, 
Ты — бумаги счастливая груда, 
На столе у меня через край 
Норовящая съехать, как пена, 
Расплескавшись, — и там, под столом 
Вдруг запеть, как морская сирена, 
И раздвоенным хлопать хвостом. 
 
Я считаю, что муза из пены 
Возникает бумажной, из слов 
Плюс немножко тоски и измены 
Жизни, смыслу тяжелых основ. 
Но подняв улетевший листочек 
И строку заменив на строку, 
Воск я в уши и ваты комочек 
Не хочу положить, не могу, 
Я привязан к непрочному стулу, 
Словно к мачте, — смотри, Одиссей, —  
Пенью, реву внимаю и гулу 
Быстрой речи — стихии моей. 
 
                   . . . 
Театр — это место, где тайну не спрячешь, 
Она через час — достоянье всей труппы, 
Все знают, чему ты смеешься, а плачешь —  
Тем более знают все флейты, все трубы, 
Все Ричарды Бербеджи, все Копеляны, 
Гримерши, заботясь о вашей прическе, 
С дороги, не распаковав чемоданы, 
Спешит к Товстоногову с ней Смоктуновский, —  
Так мне говорил на вопрос о Шекспире 
Актер — и ему я воистину верю, 
И авторству, самому громкому в мире, 
Мышам за портьерой, проныре за дверью. 
 
                . . . 
Про ужасы читать, покуривая или 
Чай попивая, —  
Про тот лесоповал, про вечный сон в могиле 
Под сопками, в тисках полуночного края; 
Под черный лай собак и смех рецидивиста, 
С детьми разлучена, и муж в тюрьме замучен... 
Я так люблю сирень; чтоб дома было чисто; 
Чтоб Шуберт на воде по нотам был разучен; 
И летний ветерок, и томный шорох сада, 
И звездная вверху, в сухой пыли, дорога! 
Мне снова попадет от знающих, как надо 
Читать, и горевать, и ровно верить в Бога. 
О, Господи, как быть? Что делать? Сигарету 
Вернуть? Быть может, чай плеснуть в лицо кошмару? 
Расплакавшись, на жизнь пожаловаться эту? 
Вину ли разделить за все с Тобой на пару? 
 
           . . . 
Из открытого настежь окна 
Прибывает ночная прохлада. 
Это тополь, сырая волна, 
Многослойного шума громада! 
Ярко комната освещена 
Над бушующим хаосом сада. 
 
Друг на друга мы нежно глядим 
И потом — на клубящийся сумрак. 
Как нам весело выпить над ним 
Из сверкающих маленьких рюмок! 
Звали мрачного, но, нелюдим, 
Он решил не прийти, недоумок. 
 
Что ж, ему же и хуже, — не нам! 
Никогда он стихов не напишет 
О листве, как сырой ее хлам 
Звездной нитью пронизан и вышит. 
Обратившись к нему, Вальсингам 
Скажет что-то, а он — не расслышит. 
 
                       . . . 
В Петербурге, Мадриде, Каире, похожем на груду 
Безобразных камней, в Роттердаме, в Москве у друзей, 
В Будапеште, Нью-Йорке, Венеции — и не забуду 
Никогда эту ночь с тенью делла Салюте над ней, 
В Коктебеле, Пицунде, бессмертном, как солнце, Париже, 
Ялте, Киеве, Лондоне, Бостоне, Риме, еще 
Где? в Ташкенте, Болонье, Флоренции, Пскове, смотри же, 
Что за пламенный перечень, как же мне с ним горячо, 
В Тюбингене, Севилье и сколько еще бы назвать я 
Должен был золотых, неземных, ослепительных мест, 
Где мы счастливы были, и брошены брюки и платье 
Были на ночь на кресло, — волшебный, сплошной палимпсест! 
 
 
									
									 | 
									  |