ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ №1, 2009
Марина Бирюкова
ТЯЖЕЛАЯ НАУКА
. . .
Не может быть урока проще: научит, если подобрать, любой листок в осенней роще меня науке умирать —
чтоб я себя преображала освобождаемым огнем и малодушья избежала при угасании своем.
Тепла земля, хрустальна муха, зеркальна черная река, и тяжелейшая наука пока обманчиво легка.
Пока еще не умираю, хотя уже вполне живу — живу, брожу и подбираю и возвращаю на траву.
. . .
...поскольку несла за потерей потерю, все время себе укрепленья искала, и это нашла. И теперь уже верю, что в северной речке белье полоскала.
Собор пятиглавый река отражала, кормились рябиною серые птахи, а я в купола и кресты погружала свои полотенца, штаны и рубахи,
вдыхала, собор на куски разбивая, нездешнюю свежесть и едкое мыло... О том, чего не было, память живая — слабей ли того, что, к несчастию, было?
. . .
Я однажды вышла в поле перед тихою рекой и вошла по высшей воле в неожиданный покой,
и судьбе своей дивилась совершенно как чужой... Кратковременная милость неготовою душой
не использована толком, не забыть бы, что была — на закате летнем долгом, за сараями села.
. . .
До самой Казанской стояло тепло, под палой листвою трава зеленела, блаженное облако небом текло, и радостно было, и не было дела
до старости близкой. А что же теперь? Порывами зыблемы светлые кроны, зеленою краской покрашена дверь часовни во имя Казанской иконы.
Простая икона — лицо и дитя, простая история — близкая старость, сознанье, что мало осталось, хотя — не так ведь и мало, на деле, осталось!
Хотя бы совсем ничего впереди — ужель не довольно одной только этой часовни с Казанской иконой среди осиновой рощи сырой и раздетой?..
. . .
Закат луны... За голый лес под голоса ворон сходило с белесых утренних небес багрово-желтое светило.
Я увидала это вдруг — когда оно стояло низко, а воронье неслось вокруг большого тлеющего диска.
Потом луна, меняя цвет, зашла за кроны вековые... Прожив на свете столько лет, я это видела впервые.
НАСЕКОМОЕ СТАРОГО САДА
1. Я осталась на даче одна и с утра уже многому рада: солнце осени, стекла окна, насекомое старого сада.
Измеряя железный карниз в паутине, листве и помете, насекомое пятится вниз... Я люблю его. Вы ль не поймете,
почему не владела душой к ней самой же незрячая жалость: я любовью своей небольшой, недостойной Творенья держалась.
2. Насекомое сил лишено, и осеннее солнце едва ли отогреет его, и окно с понедельника не открывали.
Завершает судьба к ноябрю непростое свое поученье, я невесело благодарю... Но когда еще это значенье
обретала ничтожная тварь, насекомое старого сада, насекомое, певшее встарь за кустом, где трава и ограда?..
3. Это время иного письма, если стукнула осень калиткой, и сады прометала зима сумасшедшею белою ниткой,
если стайка лукавых синиц (вы кормить бы их, думаю, стали) посетила железный карниз за большими нагими крестами,
если стало известно о том, что под бурым ковром листопада, под надежным зеленым листом насекомое старого сада...
. . .
В ящики плотно уложена свекла, маленький погреб закрыт на засов, влажными стали оконные стекла, кончилось время для старых часов.
Мною оставлены астры живые там, где крестами чернеет семья... Кончилось некое время — впервые жизнь свою вижу как будто не я.
Все наконец-то мне стало понятно, всех как себя понимаю теперь... Солнца нежданного желтые пятна, старая верная черная дверь.
Рядом часы — а они замолчали... Что за долги еще здесь у меня? Что я обязана сделать в начале нового времени, краткого дня?
. . .
Я поняла еще во сне, что наяву произошло,
а наяву осенний снег сошел на сонное село.
А если поле, и гора, и все дворы уже в снегу, то в мире больше не вчера, и я иначе жить могу.
Увидеть снег хочу, и вот — две шторы в стороны... Увы — все тот же черный огород, ледок, навоз, копна ботвы...
Иною стать надежды нет! ...Но что тогда со мной во сне произошло, и что за свет как первый снег теперь во мне?
. . .
Свежий снег на самом деле удивительно пушист, на заре крылом задели темно-рыжий крепкий лист.
Он лежит на синем, белом, золотом сухом снегу... Мне пора заняться делом, я теперь уже смогу
что-то сделать с этим солнцем, снегом, деревом, листом, с ярким ситцем за оконцем, за серебряным кустом...
По сугробу цепь отметин — той сороки, верно, след... Что хочу я сделать с этим — описать? Не знаю. Нет.
. . .
Кабы не падавший сутками снег, кабы не эти глухие сугробы — вряд ли удался бы смелый побег, прошлое быстро меня догнало бы.
Не из больших он, однако, удач, не сорвала бы я с горла аркана, кабы не оттепель, кабы не грач, кабы не дерево в каплях тумана.
Стало быть, я у беды на виду, я оторвусь от нее понемногу... Кабы не дерево в белом цвету — я бы теперь потеряла дорогу.
Темные яблоки в каплях дождя, прошлые беды — непрошлые годы... Тихо войду в листопад, перейдя линию фронта, границу свободы.
. . .
Горел фонарь. Пробило шесть. В косом неправильном кругу, как невоспринятая весть, перо лежало на снегу.
Светало, растворяя круг, блестел и тек туман окна, и я почувствовала вдруг, что эта весть была важна,
и что она была — душе, и что она пришла, когда — еще я плакала? Уже спала? Вина ль моя, беда —
никем не принятая весть легла на талый снег пером, и я кружу своим двором, и все, что знаю: вести есть.
. . .
Кончается январь, своей железной клетки не смог нагреть фонарь, что озаряет ветки
и кирпичи стены; вокруг него предметы тепло озарены, при этом не согреты.
. . .
В асфальте выбоина; в ней немного влаги грязной, талой, но много ль надо птахе малой? Вполне доволен воробей.
А небо нынче в облаках, а тополя пустили смолку... С пахучей веточкой в руках брожу по городу без толку
и забываю про свою вину-беду-судьбу-дорогу, и понемногу, понемногу уподобляюсь воробью.
. . .
Сирота с поднебесья, смешной завиток, потерявши последнее птичье тепло, обнадежив дощатый настил и песок, на зеркальную воду у борта легло, у пятнистого борта чужого ведра... Я свидетель сему — нисхожденью пера, что лежало поверх отраженных небес, но зачем одиночеству столько чудес?
Чтоб кормить ими душу? Не будет сыта! Отражается в мелкой воде высота, покидает горячую птицу перо... Стану в письмах своих я рассказывать про
чудеса, что зачем-то на каждом шагу, только в письмах к тебе я про них и могу.
|