|
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ №3, 2009
Александр Кушнер
МЕТОНИМИЯ
. . .
А бабочка стихи Державина читает И радуется им: Я червь, — твердит, — я Бог! Убогий червячок вдруг крылья распускает: Узорная канва и радужный глазок.
Уж точно, у нее для гордости и грусти Все основанья есть, и больше, чем у нас. Огневка, махаон. Поднимет и опустит, И сложит, и опять горит павлиний глаз.
И кажется порой, что эта близость к Богу Досталась ей за то, что близость к червяку Томит сильней, чем нас, летунью-недотрогу, Чудовище в мехах, красавицу в шелку.
. . .
Тот, кто оставил очки на скамье, Видимо, их достает из футляра Нехотя, зоркий, себе на уме, Только для чтения, нам он не пара, Он их не носит — и вот они тут, Две златоокие тени отбросив, Солнцем пронизанный зной стерегут С пристально-выпуклой силой стрекозьей.
Чудно и горестно жить на земле! Жгуча досада и все ж не смертельна. О, метонимия! Лето в стекле, Зной и забывчивость, зренье отдельно. Собрана в линзы душа, как во сне. Нет, чтобы сразу ему спохватиться! Преувеличено все и вдвойне Выпукло, ярко, плывет и лоснится.
. . .
Гамлет, Клавдий, Лаэрт и Гертруда — Все поднимутся с пола, просты И приветливы, — это ль не чудо? — Подбегут к ним, подарят цветы.
И Офелия тоже воскресла: Не подточена вечною тьмой, Весела, молода и прелестна. А Полоний отпущен домой.
Это лучшее место в спектакле, А не полная гибель всерьез. Словно почки на вербе набрякли, Словно ветер надежду принес.
Отыграем и мы свои роли И раскланяться выйдем вперед. Ни обиды, ни гнева, ни боли. Говорил же тебе: все пройдет.
. . .
По руке, по полету орла, По тому, что приснилось, по дубу, Как шумит он, по той из угла Тени вышедшей, что на Гекубу Почему-то похожа, по пню И ключу родниковому тоже Можно все предсказать, — по огню И по звездной задымленной дрожи.
Но тогда получается так, Что рассчитано все и до срока Предусмотрено, каждый пустяк Предрешен и обдуман глубоко, А тем более — ужас войны Или славная гибель героя, И греха ни за кем и вины Нет; да что ж это, Тацит, такое?
. . .
Удушьев Ипполит Маркелыч, Воркулов Евдоким, Левон и Боренька, и князь Григорий — светоч, Чудак единственный... полюбовавшись им, Еще Лахмотьева отметим Алексея, Еще разбойника ночного, игрока С камчатской высылкой... какая галерея! А всех, как сказано, не меньше сорока.
Я Репетилова заслушался, он — прелесть, Смешнее нет стихов и виртуозней нет! И показалось вдруг: с Воркуловым бы спелись Мы, с Репетиловым придумали б куплет И подсказали бы Удушьеву идею — И жизнь другая бы в России началась. А Софья Павловна, бог с нею! “Что, сударь, плачете? Живите-ка, смеясь...”
. . .
Нам бояться людей — значит баловать их, — Александр Сергеич сказал, Но не тот, что два дня умирал средь своих, А другой, что убит наповал. Знали толк они в этих делах, а тебя Так страшат отношенья с людьми, Потому что живешь, никому не грубя И ни разу не хлопнув дверьми.
. . .
Черемуха цветет недели полторы. Пока она цветет, ничто с ней не сравнится! Раскинула свои палатки и шатры, Свой полог подняла, светла и белолица.
И чудится, что есть у дерева душа — Вот этот чудный дух, вот этот сладкий запах. С дистанции сойдет всех раньше, так спеша, Как будто скучно ей на всех других этапах.
Июнь ей ни к чему, тем более — июль. Лишь юность хороша; черемуха, спасибо! Как если бы прошел по улице патруль, Черемуха — пароль, не жимолость, не липа.
Доверчивость, весна, цветенье на распыл, На грани волшебства, по гибельному краю. А юность я и впрямь, увы, почти забыл, И первую любовь почти не вспоминаю.
. . .
Даже если б жил ты на окраине империи, Но богат был или знаменит, Вызвал бы тебя на Капри как-нибудь Тиберий, Предложил пройтись над морем: волны, ветер и гранит, А тропа по скалам бы вилась винтообразно, Вверх подняться легче, чем потом спуститься вниз, И Тиберий разговор повел бы самый праздный, Посмотреть просил бы на прибой, на кипарис, Голову склонив по-бычьи, замолкал надолго, А потом спросил бы: Среди царских дочерей В женском платье жил Ахилл, как бы в стогу иголка, А какое имя он носил, скажи скорей. Ах, не знаешь? Плохо, что не знаешь. А сирены Пели песни, мог бы ты одну из них нам спеть? Нет, не мог бы? Ну, тогда пора тебе со сцены Уходить. А чтобы ты не задавался впредь, Полетай! — и двинул бы тебя плечом внезапно Так, что ты с обрыва полетел бы головой Вниз, по острым выступам, с задержкой, поэтапно И успел подумать: все пропало, боже мой!
. . .
Я гостя буду ждать, придет он через сквер, Как лучше нас найти, мы гостю объяснили. Чужие адреса чудес полны, химер, И сами столько раз мы с толку сбиты были! Быть может, я в окне его увижу: он, С записочкой в руке, неровною походкой Пройдет наискосок, самим собой смущен И линией домов, уступчато-нечеткой.
Зигзаг и поворот... Но тот, кто в первый раз По адресу идет, всегда от лабиринта Какой-нибудь фрагмент увидит, щуря глаз, Обманется, в дверях заблудится постыдно.
В хозяине всегда есть что-то от быка, А в госте, как бы мил он ни был, от Тезея, И если с высоты на все, издалека Взглянуть, со стороны покажется затея Опасною и впрямь, как высадка на Крит. Как будто скалам он не дал себя и мелям Прибрежным запугать. Ты думаешь: визит, А это древний миф, но в джинсах и с портфелем.
. . .
Вот они прыгают через чугунную цепь, Школьницы две, малолетки. Глуп мой порыв запретить это им и нелеп. Малые детки, а значит, и малые бедки.
Все это лишь обещанье, набросок вчерне, Первоначальная формочка только, отливка. Все-таки дрянь — и еще улыбается мне, Глядя в глаза! И смеется другая паршивка.
— Ведь разобьетесь же, — с ужасом им говорю. Даже грожу, проходя, указательным пальцем. Призрачность эту, туманную эту зарю Как не любить с ее детским румянцем?
Вроде бы кое-что поняли, вняли моей Просьбе не просьбе, а панике взрослой и страху. Как не бояться тяжелых цепей, Верной возможности грохнуться оземь с размаху?
Издалека еще раз погрожу им рукой. Но оглянусь — и увижу, как, мерно колыша Ржавую, пыльную связку, одна для другой Цепь поднимает повыше.
. . .
Так бывает: одна за другой Среди полного штиля и зноя Две волны набегут — никакой Нет причины, безумье сплошное И случайность, припадок воды И причуда — все залито ею: Лежаки, полотенца, кусты, Даже лестница на галерею.
С чем сравнить этот дикий набег? Или вспомнить про Лаокоона? Пена медленно сходит, как снег, Откатилась волна, как колонна, Отползла, словно раненый лев. Все так тихо и ласково снова. Не признается тот, кому гнев Этот был адресован. Ни слова.
. . .
Шуман, Шуберт, Шопен — эти “ша” Словно кем-то подобраны были С тайным умыслом, чтобы душа Наша в детстве, средь скуки и пыли, Догадалась, что жизнь хороша И про нас наверху не забыли.
Музыкальная эта тетрадь И поющая в памяти нота... Невозможно не подозревать В волшебстве беспрестанном кого-то: Вот ушел, вот вернулся опять, Проводил тебя до поворота.
А еще, кроме пьес и сонат, Мы прочли биографии эти, Где идет музыкальный расклад На три четверти или две трети И бездарными быть не велят Гениальные взрослые дети.
|
|