|
ГОЛОСА №3, 2010
Олег Чухонцев
ОСЬМЕРИЦЫ
*
Холодает под утро уже, а трава густа. Как ты тут ни валандайся, все равно не уйдешь от судьбы. Это я про себя бормочу, на исходе августа собирая в траве упавшие яблоки как грибы.
А антоновка на воздухах еще — благодать, до которой сам не дорос, но вяжет рот эта духова плоть: стоять бы вот так, вдыхать, утоленья не зная и смерть не беря в расчет.
*
Цветы раздвинув, с подоконника глядела жадно, как с оркестром знакомого несли покойника, и вглубь отшатывалась, к креслам.
И то не ужас — нет названия на человеческом, а Божие — где знать? — еще не умирание, но и не жизнь, а нечто большее...
*
Когда повытертый изрядно халат вдруг сделался тяжел, жизнь, кажется, пошла обратно, процесс пошел,
и где, в конце ли ты, в начале — расхожий вроде бы сюжет: того, которого вы знали, того уж — нет.
*
Оказавшись нежданно-негаданно на краю, я прокручиваю без памяти жизнь свою.
Проводивши последних близких туда, за край, мы остались с тобой одни да еще трамвай,
погоди, не трамвай, а будильник гремит в мозгу, рассыпая звоны, постой, это я ку-ку,
головы не могу поднять, но кося за край, ангел мой, говорю, прости, говорю, прощай.
*
Я видел Батюшкова: нервный взгляд дерзал горе, а речь была престранна: — Я буду щастлив два часа назад, — сказал он, отрываясь от кальяна, и, выдохнув турецкий никотин, на оттоманке коротко забылся, — а в поколеньи вашем ни один, — вдруг вспыхнул, — ни один, — и восклубился.
*
После бабьего лета два месяца — дождь и сеево, слякоть и месиво, впору пить, и недолго повеситься, и депрессию вымстить в агрессии. И не хочешь, а вспомнишь Некрасова, заразительнонудный задор его, муза невская — эвон — наквасила, вот и пей тут, и пой за Григорьева.
*
и на пол журнал отложить, и выключить свет, — а пожалуй, читать интересней, чем жить, — с запальчивостью моложавой подумаешь, глядя во тьму малевичевскую из мрака, не помня уже что к чему...
счастливая старость, однако.
*
Что за видения на дороге, что за глюки? Ганс Кюхельгартен... Дмитрий Калинин... Мечты и звуки...
Три то ли странника, то ли вестника из тумана: направо — благо, налево — слава и гибель — прямо.
Зов ли судьбы или тонкого вызов мира: справа — ода, слева — элегия, прямо — сатира.
Этот в прострации, тот в Чембаре, а тот в парадизе — как после жизни встали и ждут: еще впереди все...
*
красный розан в волосах...
— А, те разаны Назарета, — ты усмехнулась, а глаза, — не этого как будто света аккумуляторы, раза- ны, но свидетели Завета: прииди и вселися в ны — несрочной, по словам поэта, весны живые образа...
*
Посылку так завяжут, что сорвешь все ногти, но читай, читай послание по узелкам, ни ножницы, ни нож — ни-ни, — читай руками и заранее не зная, что там, мыло, чайный сбор иль полотенце, вышитое крестиком, читай как Отче наш — и дух просфор ты в сухарях найдешь, и вкус опресноков...
*
В ладони голубики протянула: — хотите? — и смешалась невпопад, — откуда? — но рукою лишь махнула, — — а где у нас торфяники горят...
Вот так живешь по случаю, а гибель, она везде, с морошкой ли в горсти, или болотный этот гонобобель и дым отечества, Господь, прости...
*
Только брошенные начала да несвязанные концы — это все, ни много, ни мало, да саврасовские скворцы, да светающая дорога со шпаною из Петушков, это все, ни мало, ни много, влез на полку — и был таков...
|
|