|
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ №4, 2010
Александр Кушнер
ОБЪЕМ И СКВОЗНЯК
СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ
Чемпионатом мира по футболу Я был, как все, в июне увлечен. Не потому ли, полный произвола, Невероятный мне приснился сон?
Сказать, какой? Но я и сам не знаю, Удобно ли в таком признаться сне? Что я в футбол с Ахматовой играю, Пасую ей, она пасует мне.
Мы победим Петрова с Ивановым! Дурацкий сон, ведь я предупреждал. Мы лучше их владеем точным словом: Они спешат, не выйти им в финал. Она спросила: Кто они такие? Хотел сказать, но тут же позабыл. На ней мерцали бусы дорогие, А плащ к футболке плохо подходил.
Веселый сон, но сколько в нем печали! С футбольным полем рядом — дачный лес. А выиграли мы иль проиграли — Не буду врать: сон был и вдруг исчез.
* * * Собака живет во дворе, на цепи. Хозяин выводит гулять ее, хмурый. Терпи свою жизнь, дорогая, терпи, Есть кошки, есть мыши, лягушки и куры, А в комнатах ты никогда не была, И дом тебе, видимо, кажется раем, Откуда выносят еду, и тепла Там много, за твердым порогом, за краем.
Собака умрет — и душа ее в дом Еще переселится, к Богу поближе. Под ветром не будет дрожать, под дождем И снегом, терпи, дорогая, терпи же, Ты будешь есть мясо, лакать молоко, Лежать на диване, забыв про изгнанье. А богом быть стыдно, но стыд далеко Запрятан, скорее всего, в подсознанье.
* * * Хорошо, что диван мемуаров не пишет, Хорошо, что не пишет тахта. Ничего не расскажут о Пушкине мыши С их ночной беготней, никогда!
Хорошо, что о Байроне дрозд ни полсловом Не обмолвится, пенье не в счет. И в ночном мотыльке, под одним с ними кровом Жившем, поутру тайна умрет.
И любовница Блока кивала, певица, На кушетку: спросите ее. Но кушетка молчала, могла бы смутиться, Стыла, узкая, впав в забытье.
Хорошо, что кусты под окном молчаливы, Бессловесны столы и шкафы. И ничем-то любителям жаркой поживы Не разжиться в их рвенье, увы!
* * * Аквариумной рыбки взгляд Мне было вынести непросто. Как будто в чем-то виноват Я был, разглядывая пестрых, Напоминающих цветы, Посаженные по ошибке Не в землю — в плотный слой воды. Как бабочки, порхали рыбки.
Да, мы любители красот: Какой отлив, какой оттенок! Но кто ж, любуясь, не поймет, Что это все-таки застенок? Свободу рыбкам! Отойду. Мне плохо в этом кабинете, Где с полчаса приема жду, А рядом — мученицы эти.
У МОРЯ С тяжелой женой в три обхвата Спускается к морю старик. Несчастна она, виновата, Что вид ее страшен и дик. Действительно, лучше бы дома Сидела, зачем ей жара И влажная эта истома, И в море купанье с утра?
Купальник врезается в складки На теле, как в студень сырой. Но он молодец, все в порядке, Он помнит ее молодой.
Быть может, чуть-чуть полноватой, Но полной веселья и сил. Завистник какой, соглядатай, Насмешник ее подменил?
Привязанность, скажем, и память, Не цепь, будем думать, не сеть. И лучше их так и оставить Вдвоем и на них не смотреть.
* * * Женщины — невероятные существа, — Так начинает казаться уже лет в восемь, Если не раньше. И большего волшебства Нет на земле, да мы большего и не просим, Мальчики, юноши, впрочем, и старики, Дело не в возрасте, проще сказать: мужчины. Сколько любви, сколько ревности и тоски, Женские взгляды, улыбки, их руки, спины...
Волосы... Что ж, так и будем перечислять? Лучше, вослед обернувшись, сказать: всё вместе. Вот она — радость, воистину, благодать, В каждом движенье, действительно, в каждом жесте! Господи, кто бы подумал, что я так глуп? Числа-мужчины, а женщины что же, иксы, Игреки, даже когда они варят суп? Да, говорю, и медузы-горгоны, сфинксы!
* * * Завистливы, мстительны, злы, Обидчивы, жадны и скупы, Тщеславны, лишь в детстве милы, А вырастут — жалки и глупы, Расчетливы, подлы, хитры, Навязчивы, лживы, коварны, Грубее древесной коры, А главное — неблагодарны.
Застенчивы, кротки, скромны, Выносливы, храбры, надежны, Отзывчивы, щедры, умны, Доверчиво-неосторожны И так простодушны, увы, Привязчивы и безответны, Нежнее весенней листвы, Смешливы, а главное — смертны.
* * * Вдвоем по тропинке лесной Мы шли меж кустов, ты за мною, И строки, одна за другой, Нам припоминались порою. А то вспоминали друзей И что-то о них говорили, А то обходили кипрей И дружно лиловый хвалили.
И вдруг, оглянувшись назад, Тебя не увидел я: где ты? Свернула с тропы наугад? В малинник вошла разогретый? Один я стою на тропе, Обтянутой мохом по краю. И стало мне не по себе, Ведь я мифологию знаю!
“Ау!” — Распрямилась у пня, В черничнике: “Ягод-то сколько!” “Как ты напугала меня!” Нет, все замечательно, только Теперь той же самой тропой Пойдем, но уже по-другому: Ты — первая, я — за тобой! Минуя опасности, к дому.
* * * Питер де Хох оставляет калитку открытой, Чтобы Вермеер прошел в нее следом за ним. О, этот дворик с кирпичной стеною, увитой Зеленью, улочка с блеском ее золотым!
Это прием, для того и открыта калитка, Чтобы почувствовал зритель объем и сквозняк. Это проникнуть в другое пространство попытка, — Искусствовед бы сказал приблизительно так.
Виден насквозь этот мир — и поэтому странен, Светел, подробен, в проеме дверном затенен. Ты горожанка, конечно, и я горожанин, Кажется, дом этот с давних я знаю времен.
В гости приходят, соседку хотели сосватать, В тонком бокале из дома выносят вино. Главная тайна лежит на поверхности, прятать Незачем: видят и словно не видят ее.
Скоро и мы этот мир драгоценный покинем, Что же мы поняли, что мы расскажем о нем? Смысл в этом желтом, — мы скажем, — кирпичном и синем, И в белокожем, и в лиственном, и в кружевном!
* * * Когда не знают, как назвать цветы, Но спрашивают, думая, что ты Большой знаток, ценитель их и пленник И различаешь формы и черты, Скажи: пиретрум. Или: подмаренник.
Не возразит никто, не скажет: нет. Присмотрятся — и благодарны будут. Какой рисунок, — скажут, — что за цвет! Устраивает всех такой ответ, Поскольку все равно потом забудут.
Ведь и цветы не знают, как зовут Тех, кто над ними встанут и замрут, И темно-голубые ярко-белым, Припомнив что-то, может быть, шепнут: Филиппом Добрым! Или Карлом Смелым!
* * * Вся музыка написана — зачем Еще писать? Что, Малера нам мало И Шёнберга? И разве тополь нем? Чем хуже он сонаты и хорала?
И разве не написаны стихи Все, сколько их должно быть в мире нашем, А шелухи не надо и трухи, Зачем нам эти крохи, прямо скажем!
Подумаю, помедлю, покурю У края, над обрывом, у предела. Про живопись я и не говорю. А жульничество вот как надоело!
А сад сверкает в утренних лучах, А сквознячок в оконном тюле дышит, А мальчик где-нибудь в Боровичах К столу идет и тихо что-то пишет.
|
|