|
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ №1, 2011
Олег Дозморов
ДОПУСТИМ, ПЕЙЗАЖ
. . .
Поедем, я готов. В тот край, где облака оттенка молока и горизонт — строка.
Где в пять утра рассвет, и даже пустоцвет распространяет свет. И подозрений нет.
Где можно быть, не быть. И вожжи отпустить. И шарфик распустить. И это прекратить.
. . .
Допустим, пейзаж: ресторан и гараж, и с заднего входа выходишь на сумрачный северный пляж. Какая свобода! О чем ты? Кто знает. У каждого свой молчок, и обиды, и страх, и растерянность с горькой виной. Всяк видывал виды.
Но если задуматься, то ничего другим не известно. И мысль изреченная слаще всего солжет вне контекста.
И молча стоишь на пустом берегу, в песке утопая. И птица замерзла, сидит, ни гу-гу. Ну, птица тупая.
. . .
Смотрели мы одно кино. Там белый домик у залива, мол, пристань, лодка и окно на океан. Волна прилива все возвращает. Что же там? Нет, непонятно. Прихотливо воспоминанье. Тарарам сначала, а потом лениво на спуске стрекотнул “Харлей”, туристы заказали пиво, и героиня прежних дней (умна, решительна, красива) берет в аренду лодку, в ней двух птичек в клетке перевозит и девочке их преподносит на именины. Нет, тайком, прокравшись, в доме оставляет, а после в лодке наблюдает, как брат на берег выбегает, и ничего не понимает, в дом за биноклем забегает, и выбегает, и потом они знакомятся — юрист- красавец и миллионерка. В сюжете потайная дверка? Иль киногения каприз? Нет в этом никакого смысла, и полкино уже прошло. Но что-то мрачное нависло, как сквозь кристалл, как сквозь стекло. И мелодрама обрывает дурной сюжет и заставляет подозревать уже кошмар, смерч, наводнение, пожар. И — точно. Агрессивно чайка снижается, как мессершмит. Ага, ага, да их там шайка на проводах уже сидит! Сидят, с несчастной глаз не сводят. Да, что-то явно происходит. И в самом деле — что, что, что? Диск заедает, ночь проходит, и настроение не то, и недосмотрено кино. И прошлое — неаккуратно, и будущее — непонятно, и настоящее — смешно.
. . .
Хорошие стихи есть натюрморт. Гуляка праздный сразу после школы идет учить модальные глаголы, но — глядь — уж на диване распростерт. Хорошие стихи есть суррогат. Успешно притворившись эликсиром, они парят над градом и над миром, довольные, не требуя наград. Хорошие стихи — портрет? Пейзаж. Не потому, что так считает Бродский, а потому, что входит Заболоцкий, и на веранде выключают джаз. Поэт, сын агронома, из пижамы он переодевается в костюм и, смирный, отсидевший и угрюмый, подносит мир, как буковки, к очкам.
. . .
В долгие ночи... Утром туманным откроешь глаза слишком рано, слушаешь: капает тихо вода из-под крана. В мутном окне над пространством горит огонечек (там ретранслятор), трепещет дубовый листочек. Выстрелит дверь — потащил на прогулку собаку хмурый сосед. Надо жить, надеваешь рубаху. Там, за деревьями, сипло свистит электричка. Что ты трепещешь пугливо, душа-истеричка? Что ты глядишь в побледневшую тьму воровато? Спи хорошо. Никакая не мучит утрата. Всяко бывало. Бывало и хуже, но редко. Тихо за облаком гаснет звезда-стиховедка.
. . .
Я встал из-за компьютера и к морю пошел какой-то бунинской походкой. Смотрю на воду с волнами и лодкой — нет ничего на целом свете кроме.
Есть только одиночество и море. Еще есть одиночество и лодка. Еще есть море, лодка и походка, и одинокий голос в разговоре.
Сто тысяч слов, сто тысяч волн — считай же! Всем надоели чайки-шалопайки. Как невидимок майки-безрукавки, повыцветали вымпелы на мачте.
Все смазывается, как акварелька с пейзажем у ребенка на продленке. И чайка стонет тоньше жеребенка — еще одна ненужная деталька.
Все было точно и определенно, но дождь развесил марлю осторожно. Все стало странно, смутно и тревожно: да, безнадежна, неясна, бездонна.
. . .
В пабе “Надежда” горит огонек, станция рядом, путь недалек. Парк погружается в спелый туман, Лондон пьет пиво, читает Коран, дарит газетой, жует бутерброд, курит на улице, поезда ждет, что прошуршит мимо окон туда, где громыхает под пирсом вода, фуникулера горит огонек, где я был счастлив, смешон, одинок, где намалеван далекий простор грубо на заднике неба и гор, волны на пляже находят, где лечь, где шепелявая кельтская речь, где обломал свои челюсти Рим, где мне хватало затасканных рифм, где на неделю, не меньше, накрап и не работал по праздникам паб.
. . .
Темнеет рано. Осень словно вор. Во тьме играют дети возле школы. Роняет парк свой головной убор — вот он и голый.
И плоский Балэм сколько видит глаз заледенел в огнях горизонтально, но я в колонке зажигаю газ, и все нормально.
И утром в небе розовом висит (мир не прекрасен, но не безнадежен) такой простой, наивный реквизит, что Он — возможен.
. . .
Худющие египетские кошки смешно сигают прямо по дорожке, а иногда замрут и созерцают тебя, меня. Наверно, презирают. Им много тысяч сумасшедших лет, а я невзрачный русский и поэт. Но все-таки мне лет примерно триста, и у меня в генетике нечисто. Я в жизни тоже что-то повидал, я друга в царство мертвых провожал. Позволь я поживу с женой неделю, твое величество, в твоем отеле? Кошатина во всю зевает пасть: валяй, живи, лирическая масть.
. . .
Семь вечера. Сегодня пятница. На променаде марш бубнит. О, сколько лишних звуков тратится по недосмотру аонид.
Как духовой оркестр старается! Басы не лопнули едва. Но ничего не получается: дудят кто в лес кто по дрова.
Туда-сюда официанточки. Не этот музыкальный взрыд, а Владислав Фелицианович мозг разрывает, слух сверлит.
Беззвучно щеки надуваются, и “Марш Радецкого” как спирт над набережной испаряется. Одна “Элегия” звучит.
На совесть серафим старается. Где шестикрылому предел? А эти срывов не стесняются. И я бы “Чижик” насвистел.
. . .
Куда, куда вы удалились, запропастились, завалились, но не пенсне и не ключи? Не проклинай, не трепещи, не бормочи и не ворчи, а лучше в кухне свет включи. Очки с мобильником сокрылись в филологической ночи.
. . .
На набережной никого, и в облаках недальних, дальних, печальных, перистых, прощальных нагромождение всего.
Чуть-чуть добра, немного зла, необъяснимо вперемешку. Перед глазами жизнь прошла, а только вышел на пробежку.
Какой из двух, какой из двух — заемный или музыкальный — мотив всю жизнь терзает слух? Час незабвенный? Берег дальний?
А может, все наоборот, и нет конкретного мотива? Залив, во тьме разинув рот, лежит заведомо красиво.
|
|