ГОЛОСА №1, 2011
Вадим Муратханов
. . . Не включая свет, попробуй посмотреть зимой в окно: все окрашено в багровый, ветками оплетено.
То ли грозное знаменье, то ли что-нибудь еще — но прервет недоуменье выключателя щелчок.
Возвращен глубокий космос. На душе покой и косность. За окном — средь черноты полка, лампочка и ты.
. . . Пока вы не отвыкли от дыханья и речи близких в памяти свежи, нет ни души вокруг. Киномеханик бесплатно крутит прожитую жизнь.
Вот входите вы с робостью ребенка в пустынный зал на сорок мест. Стрекочет и потрескивает пленка, пока смотреть не надоест.
. . . Как странно жить мне в каждом сентябре и праздновать закат и вырожденье! Как будто друга близкого забыл поздравить с днем рожденья. Как будто скоро свадьба, и конец делам, и должен вещи паковать я.
Под поредевшей сенью продавец живет на неустроенной кровати. У ног его, встречая листопад, нетающей коллекцией, обузой зеленой и диковинной лежат планеты неоткрытые арбузов. К нему уже никто не подойдет и требовать не станет самый сладкий.
Вдали, на станции, пронзительный гудок тревожно возвещает об упадке. Там женщина в накидке голубой, старея с каждым шагом, неуклонно, авоську с виноградом за собой выводит, как ребенка, из вагона.
ОРЕХИ
Еще недавно рвали мы орехи без лестницы, с редиской наряду. Они росли и делали успехи у бдительных хозяев на виду.
Теперь они достигли сферы птичьей, как дети, потерявшие отцов, и стали легкой беличьей добычей и лакомством излюбленным скворцов.
САД
Садовник входит в сад, как входят в дом, отвыкший от хозяина. Он за ночь подрос, и сам себе шумит листвой, и занят собственными чудесами.
Садовник гладит ствол, и в лица крон заглядывает, и другой рукой сжимает черенок лопаты, как неуместный варварский трофей.
“Не щит, но меч принес я вам, деревья”. Заботливый садовник-карабас берет секатор. Челюсти стальные сверкают, но не узнаны никем. И сок в зеленых жилах не застынет.
. . . Легко оторвусь от постели в преддверии долгого дня, и купол хрустальный апреля внезапно накроет меня.
Как влажная роспись, подробны сплетенья дорожек и троп, и голубя голос утробный, и дятла далекая дробь.
Но — днем, словно веком, наполнен, — запомнив его наизусть, пройду лабиринтами комнат и к теплой постели вернусь,
где формы моей не теряла покинутая простыня, где старость стеклянным футляром от мира спасает меня.
ДОМ
Дома рождаются красиво, с трудом лишаясь черных ран. До возведения массива здесь были ветер и бурьян.
А нынче — дом. Кишит жильцами на много голосов и лиц. В нем внуки сделались отцами и сами внуков дождались.
Но грустно дому и безвестно. И нет из близких никого, кто мог бы описать его необлицованное детство,
где дом, который раньше не был, еще не выхожен от ран и вечно падающий кран на фоне облачного неба.
. . . Когда-нибудь я вспомню этот двор и ветвь, отягощенную плодами. Ну а пока я не богат годами, и не высок, и бег минут не скор.
Я обращаюсь к травам и жучкам, на корточки пред ними приседаю. Все старшие ушли на БЧК*. Вернутся ли когда-нибудь? Не знаю. Сгущаются над садом облака...
. . . О том, что карманный фонарик не будет починен вовек, о киселе, недоеденном в ненаступившем завтра, о том, что солдатик зеленый не будет отыскан в траве, — надо же предупреждать, нельзя же вот так внезапно.
________________________________
* Большой Чуйский канал.
|