|
МАСТЕРСКАЯ №2, 2
Амарсана Улзытуев
АНАФОРЫ
Авторский манифест
Вполне возможно, что осваивая и перекладывая на русскую почву архитектонику европейского стиха, русская поэзия случайно выплеснула с водой младенца. Речь идет о поэзии, существовавшей параллельно “литературе”, — о великой традиции заговоров и заклинаний, былин и плачей, гимнов и призываний. Традиции, в значительной мере создавшей язык и уж точно — саму поэзию. И сегодня есть смысл оглянуться назад.
Речь идет и о набивших оскомину силлаботонических ритмах, и, хотя это и не главное, о рифме. Лучше все-таки перестать использовать ее как обязательный аксессуар стихосложения. Вместо нее для акустической гарнитуры стиха я предлагаю использовать анафору. Которая, во-первых, может выступать как структурирующий элемент стихотворного потока, не давая ему превратиться в аморфное образование типа верлибра, а во-вторых, представляется более естественной и свободной для ритмообразования стиха, его родовспоможения, его песенного начала.
Чтобы не быть голословным, представляю на суд читателя результат эксперимента: опыт реконстукции древнего стиха в его современном звучании, когда европейская рифма заменяется анафорой и передней рифмой, а европейская метрика — естественным для русского уха ритмом, то есть теми художественно-поэтическими средствами, которые лежали в основе древней русской поэзии и, к слову сказать, поэтики монгольских народов (в полном объеме эти опыты будут представлены в книге “Анафоры”, готовящейся к печати в издательстве “Время”).
АВТОПОРТРЕТ
Чистое золото орд моего лица, Чик узкоглазым, как лезвие, взглядом — и нету его, супротивника мово! Вырастил я нос да не нос, приплюснутый кувалдой, Выпрастал из-под жестких волос ушки на макушке — слушать топот судьбы.
Если захочешь стать ханшей моих широких скул, богиней моих алчных губ, Есть один способ, есть: Влюбиться в этот боксерский нос-дикорос, Включиться, как лампочка, об этот чиркающий по тьме взгляд.
ИЗ ЖИЗНИ ЗЕМЛЯКОВ В МОСКВЕ
Разбойником во лесах он был бы — лихим и жестоким, Риски любит, как в детстве ириски. В пьяном угаре Рим он мог бы разрушить варваром злобным, Риэлтор... в аренду чужое жилье сдает, Работа для черствых душой и ленивых, Раб своих вредных привычек, Радоваться людям не нужно и лишне — лишь бы впарить лоху подороже, Ради Христа, прости его Боже, Рано отца лишился, маму не слушал, попал под дурное влиянье песен блатных, Раз, и первая ходка... А как он поет! Акафисты ему бы служить святым отцам чудотворцам! Аще обрящеши кротость, одолееши мудрость! А нам-то что до заповедей древних, Аспид, недавно опять выпил и руку поднял на родных, Я же ему говорю — брат мой, добрее, добрее будь...
. . .
Мальчиков ученица 9-го “Б” еще сторонилась, Мама с Гражданской войны еще до конца не пришла в себя, Мало ей было с белыми воевать — теперь светлое будущее всего человечества строит, Марш Энтузиастов, как океан, так тревожно и сладко еще бушует в СССР...
Это было когда еще звали друг друга — товарищ, Эра милосердия должа была наступить вот-вот, Эхо революции было в те дни еще звонким, как девический смех, Эх, а завтра — Великая Отечественная война.
Эзра Паунд еще не якшался в фашизмом, Эзоповым языком Зощенко еще вовсю соловьем заливался, Эсэсовцы еще не повесили этих девчонок, Эту по имени Искра, и ту по имени Зоя...
ЛЕТО
Озеро Щучье, купаюсь с моими детьми, Оленьке — девять, сыну Дондоку — шесть, Рядом мой друг, Мастер Ли, Лихотин Леонид — Рябь от него по всему побережью. Дочка и сын бросают мне круг — Папа, лови! Долго я плыл к нему — 43 года, Дорог мне радости каждый малюсенький миг Досыта быть счастливым отцом во вселенной. Много воды утекло с той волшебной поры, Мною до дыр зачитана Книга священная судеб, Снов из глубин, лавин мирской суеты. Снова и снова мне улыбаются дети на озере Щучьем...
ПРОБЛЕМА, ЕЕ РЕШЕНЬЕ
Когда наваливается перекати-валун, и ты Кажешься сам себе, что Катишься сам себе, что Каркают уже тебе, что Камень спирает грудь и страх Мороком обступает и Молча, молча, все делает молча с тобой... Молись всем богам — ты только наделаешь хуже, Молот судьбы остановишь лишь сам... Сам ты смеялся чайкой над морем, Саамы на белых оленях счастья пели тебе свои песни, Самаритянки поили тебя с далеких ладоней любви... Отпускаю, О, отпускаю, на волю богов ласточек моих страхов, синиц моей боли, Осознаю, с помощью теплых рук добрых людей как отвалить этот камень, — Освобожденье...
|
|