Арион - журнал поэзии
Арион - журнал поэзии
О журнале

События

Редакция

Попечители

Свежий номер
 
БИБЛИОТЕКА НАШИ АВТОРЫ ФОТОГАЛЕРЕЯ ПОДПИСКА КАРТА САЙТА КОНТАКТЫ


Последнее обновление: №1, 2019 г.

Библиотека, журналы ( книги )  ( журналы )

АРХИВ:  Год 

  № 

МАСТЕРСКАЯ
№2, 2011

Амарсана Улзытуев

АНАФОРЫ



    Авторский манифест


    Вполне возможно, что осваивая и перекладывая на русскую почву архитектонику европейского стиха, русская поэзия случайно выплеснула с водой младенца. Речь идет о поэзии, существовавшей параллельно “литературе”, — о великой традиции заговоров и заклинаний, былин и плачей, гимнов и призываний. Традиции, в значительной мере создавшей язык и уж точно — саму поэзию. И сегодня есть смысл оглянуться назад.


    Речь идет и о набивших оскомину силлаботонических ритмах, и, хотя это и не главное, о рифме. Лучше все-таки перестать использовать ее как обязательный аксессуар стихосложения. Вместо нее для акустической гарнитуры стиха я предлагаю использовать анафору. Которая, во-первых, может выступать как структурирующий элемент стихотворного потока, не давая ему превратиться в аморфное образование типа верлибра, а во-вторых, представляется более естественной и свободной для ритмообразования стиха, его родовспоможения, его песенного начала.


    Чтобы не быть голословным, представляю на суд читателя результат эксперимента: опыт реконстукции древнего стиха в его современном звучании, когда европейская рифма заменяется анафорой и передней рифмой, а европейская метрика — естественным для русского уха ритмом, то есть теми художественно-поэтическими средствами, которые лежали в основе древней русской поэзии и, к слову сказать, поэтики монгольских народов (в полном объеме эти опыты будут представлены в книге “Анафоры”, готовящейся к печати в издательстве “Время”).
    



                АВТОПОРТРЕТ


    Чистое золото орд моего лица,
    Чик узкоглазым, как лезвие, взглядом — и нету его, супротивника мово!
    Вырастил я нос да не нос, приплюснутый кувалдой,
    Выпрастал из-под жестких волос ушки на макушке — слушать
                                                                                        топот судьбы.


    Если захочешь стать ханшей моих широких скул, богиней моих
                                                                                        алчных губ,
    Есть один способ, есть:
    Влюбиться в этот боксерский нос-дикорос,
    Включиться, как лампочка, об этот чиркающий по тьме взгляд.



                ИЗ ЖИЗНИ ЗЕМЛЯКОВ В МОСКВЕ


    Разбойником во лесах он был бы — лихим и жестоким,
    Риски любит, как в детстве ириски. В пьяном угаре
    Рим он мог бы разрушить варваром злобным,
    Риэлтор... в аренду чужое жилье сдает,
    Работа для черствых душой и ленивых,
    Раб своих вредных привычек,
    Радоваться людям не нужно и лишне — лишь бы впарить лоху подороже,
    Ради Христа, прости его Боже,
    Рано отца лишился, маму не слушал, попал под дурное влиянье
                                                                                        песен блатных,
    Раз, и первая ходка...
    А как он поет!
    Акафисты ему бы служить святым отцам чудотворцам!
    Аще обрящеши кротость, одолееши мудрость!
    А нам-то что до заповедей древних,
    Аспид, недавно опять выпил и руку поднял на родных,
    Я же ему говорю — брат мой, добрее, добрее будь...
               


            . . .


    Мальчиков ученица 9-го “Б” еще сторонилась,
    Мама с Гражданской войны еще до конца не пришла в себя,
    Мало ей было с белыми воевать — теперь светлое будущее
                                                                                        всего человечества строит,
    Марш Энтузиастов, как океан, так тревожно и сладко еще бушует
                                                                                        в СССР...


    Это было когда еще звали друг друга — товарищ,
    Эра милосердия должа была наступить вот-вот,
    Эхо революции было в те дни еще звонким, как девический смех,
    Эх, а завтра — Великая Отечественная война.


    Эзра Паунд еще не якшался в фашизмом,
    Эзоповым языком Зощенко еще вовсю соловьем заливался,
    Эсэсовцы еще не повесили этих девчонок,
    Эту по имени Искра, и ту по имени Зоя...



                ЛЕТО


    Озеро Щучье, купаюсь с моими детьми,
    Оленьке — девять, сыну Дондоку — шесть,
    Рядом мой друг, Мастер Ли, Лихотин Леонид —
    Рябь от него по всему побережью.
    Дочка и сын бросают мне круг — Папа, лови!
    Долго я плыл к нему — 43 года,
    Дорог мне радости каждый малюсенький миг
    Досыта быть счастливым отцом во вселенной.
    Много воды утекло с той волшебной поры,
    Мною до дыр зачитана Книга священная судеб,
    Снов из глубин, лавин мирской суеты.
    Снова и снова мне улыбаются дети на озере Щучьем...



                ПРОБЛЕМА, ЕЕ РЕШЕНЬЕ


    Когда наваливается перекати-валун, и ты
    Кажешься сам себе, что
    Катишься сам себе, что
    Каркают уже тебе, что
    Камень спирает грудь и страх
    Мороком обступает и
    Молча, молча, все делает молча с тобой...
    Молись всем богам — ты только наделаешь хуже,
    Молот судьбы остановишь лишь сам...
    Сам ты смеялся чайкой над морем,
    Саамы на белых оленях счастья пели тебе свои песни,
    Самаритянки поили тебя с далеких ладоней любви...
    Отпускаю,
    О, отпускаю, на волю богов ласточек моих страхов, синиц моей боли,
    Осознаю, с помощью теплых рук добрых людей как отвалить этот камень, —
    Освобожденье...


<<  11  12  13  14  15  16  17  18  19
   ISSN 1605-7333 © НП «Арион» 2001-2007
   Дизайн «Интернет Фабрика», разработка Com2b