|
ПАНТЕОН №2, 2011
Сергей Королев
НЕПРИКАЯННЫЙ
Зимой 2006-го года погиб Сергей Королев. Ему было неполных 26, но он успел стать поэтом. Сейчас, спустя пять лет после его трагической смерти, это отчетливо видно.
В 1997-м Королев поступил в Литинститут, через год вылетел. То ли из-за опьянившей свободы — ночные общагинские посиделки волнуют восемнадцатилетнего парня больше утренних институтских лекций. То ли из-за неразделенной любви. Он не хотел об этом вспоминать. Отслужив в армии, снова вернулся — в семинар Галины Седых и Ольги Нечаевой. Уже тогда в его стихах стали проступать темы смерти и безысходности, и я упрекнул автора в неправде. Мол, стихи беспросветны, а я в эту беспросветность не верю: в жизни он не такой. Сергей и правда был не таким, как его последние гибельные стихи, — балагуром и шутником.
Поэтическое открывается на сочетании несочетаемого. В своих стихах Королев легко и непринужденно совмещал окурки и небеса. И грязь, и красота у него не обсуждались в понятиях хорошо это или плохо — они есть, они сама жизнь. При этом, видя и зная всю неприкрашенность жизни, Королев чувствовал звезды над головой. Формула его лирического мира такова:
Но ларьки пивные И церквей шатры — Светят, как иные, Высшие миры.
В этом мире в жизни человека изменений быть не может (“сейчас мне двадцать, через день — сорок”), человек навсегда остается, каким родился — мудрым или глупым, расположенным к тому, чтобы видеть смыслы или быть навсегда закрытым от них. Может быть поэтому смерть в лирическом мире автора тоже ничего не меняет. С этим можно свыкнуться. Невозможно привыкнуть к тому, что в жизни человека наступает момент, когда не в силах ничего изменить даже любовь. Абсолютная обреченность, точка невозврата, после прохождения которой оказывается, что любить до гроба и загонять друг друга в гроб — одно и то же.
Менты потопчутся в прихожей, Посмотрят в пол и в потолок, — У них все так же и все то же... Едва уедет “козелок” — Обнимутся, заплачут оба, Она — Дюймовочка, он — жлоб, Останутся любить до гроба — И загонять друг друга в гроб.
Второй раз Серега (именно так его называли большинство однокурсников) вылетел из института, кажется, в 2004-м. Из-за пьяной драки. Потом его все-таки восстановили на курсе, но жить в общагу больше не пускали. Он уехал на родину, в городок Бабаево Вологодской области. Приезжал на сессии, хвастался, как здорово научился валить лес. В последние месяцы перед дипломом снова вернулся в Москву. Пытался устроиться на работу, снять жилье — не получалось. Знакомые устроили его на ипподром — никакой, даже самой тяжелой, работы Серега не боялся. На ипподроме он ухаживал за лошадьми, там и жил — в маленькой, больше похожей на складское помещение, комнате с металлическими ящиками вместо шкафов и деревянным настилом вместо кровати. Там обдумывал свои последние — самые безнадежные и неотвратимые — стихи.
И теперь не учи меня жить по-уму — лучше мне навсегда одному. Но позволь, напоследок тебя обниму — перед тем как во тьму.
Работавший вместе с ним ветеринар рассказывал, что однажды, проходя мимо Серегиной каморки, увидел, как тот стоит на табурете и прилаживает к потолочному крюку сбрую. Заметив, что за ним наблюдают, Серега, как ни в чем не бывало, улыбнулся, спрыгнул с табуретки и принялся читать книгу.
Буду плакать и качаться, Таять в мире, убывать... Никого не достучаться. Никому не открывать.
“Беспокойно сегодня мое одиночество”, — писал в 1930 году Георгий Иванов, значимый для Королева поэт. Одиночество осенью 2005-го стало для Сереги не только беспокойным, но и повседневным. Но даже при всей этой потерянности он пытался обосновать, что жизнь все-таки неплоха и тоска недопустима. Эту мысль он мог уложить в строгую форму сонета — теза, антитеза, вывод.
Мы переждали и взошли, как зерна: У бабки народилась мать моя, А после внучек — это, значит, я; У бабушки был дом фугаской взорван, Расстреляна, рассеяна семья... Чего же я хандрю, щенок позорный?
Но тоска и безысходность не поддаются логическому объяснению, и стройность сонета не снимает противоречия. Лирический герой пытается убедить себя — но почему-то не получается. Не получилось и у Сереги. 14-го января 2006 года Сергей Королев навсегда возвратился туда, откуда пришел и принес свой первобытный и неприкаянный талант.
Никакие не “вечные своды” — Там суглинок да камень тяжел, Да дремучая темень природы, Из которой однажды пришел.
Александр Переверзин
СЕРГЕЙ КОРОЛЕВ
(1980—2006) . . .
Рыба-Нюхтя плыла по озерной реке, Рыба-Нюхтя плыла по реке; И несла Рыба-Нюхтя в прозрачной руке Мышь в пустом узелке... И запутались мысли в моем дураке, Пали силы в силке, — И не держит дурак ни перста на курке, Ни червя на крючке: Рыба-Нюхтя резвится в башке-в дураке И совсем вдалеке.
. . .
В провинциальных страшных городах, Колючими крещенскими ночами... (Где фонари горели не всегда, А что горели, рано отключали) — По всей Вселенной делалось темно, И ветхий дом в пространство уносило, И думалось, что смотришь не в окно, А в чью-то незарытую могилу. И только печь пугала мертвецов, И бабушка тесней к огню держалась — Какое бы дремучее лицо На аспидном стекле ни отражалось. Я верю: это было в старину! И в то, что снова повернется детством Большая жизнь: я запросто стряхну Невинную задумчивость младенца — И повторится вечное кино, Где бабушка с седыми волосами, И после жизни мы в свое окно Из смерти в жизнь заглядываем сами.
. . .
“Дядя Коля был тоже чудак: Слишком рано убрался со свету...” Я подумал о нем просто так, Фотографии тех, кого нету, Из родни, кого нету в живых, В деревенском альбоме листая, Элегантно грустя: — Что же вы, Как по саду листва золотая, Улетели — не знаю куда? Растворился и запах домашний, И без вас замерзает вода, И без вас согревается пашня... Две “на память” поблеклых строки, Мертвецов залихватские позы — Скоморохи мои, дураки! Ничего не пошло вам на пользу: Пили водку, любили девиц, По волкам заряжали картечью... Ваши фото похожи на птиц Непонятною музыкой-речью. Вспоминаю вас издалека, Ваши руки, размытые лица — Память вечна, земля глубока, Жизнелюбцы и самоубийцы.
. . .
Я стал прозрачней и грустней: Пустое зеркало не врет. Я начал думать по весне: Когда же осени черед. Ходить-бродить незнамо где, Ногами листья ворошить, Прощаться с миром всякий день И лишь с деревьями дружить. Деревья нищие, как я, — Но перебьемся, ничего! Такая славная семья: Они не любят никого. Они живут безвестный век, Качают лапами внучат И терпят дождь, жару и снег, Живут — и боль свою молчат.
. . .
Город сине-серый, Как бушлат мента. От осенних скверов — Та же тошнота.
Но ларьки пивные И церквей шатры — Светят, как иные, Высшие миры.
Мне туда не надо: Я не дожил дня. Время листопада, Мрака и огня!
Огоньки и листья Катятся во тьму... Неуч я молиться: Трудно одному —
Или духу мало? Верить в Божий свет — Тьма его объяла? Или — нет.
. . .
Ветеран ВОВ Н.Потапов — Он за Родину в танке горел, И в бараках Освенцима прел, И у наших пошел по этапу — В общем, много чего посмотрел... Изработался и постарел — И его позабыли, как тапок За диваном; все как у людей: Светлый праздник 9-е мая, И единственный орден надраен... С килограммом говяжьих костей, Кривулями московских окраин Он бредет как та-ра-рам хозяин Необъятной та-та-та своей.
. . .
Не ест корова одуванчики — Предпочитает клевера, Аристократка. Вон и мальчики — Подпаски. С раннего утра Опохмеляются — стаканами! Утробно воют и рычат — Они уже неделю пьяные, И стали вроде лешачат... Спасибо, видели и слышали, Что не скудеет край родной! Я прочь отправился и вышел На кладбище. Над головой Ворона пасть свою раззявила: Мол, тоже выпью, как займу, — За то, как сельские хозяева Ушли безропотно во тьму, Как честно прожили-закончили Свою бесхитростную “жись”... Дин-дин — по лесу колокольчики — Ага, коровы разбрелись!
. . .
Птичка Божия узнает Много разного всего. А вернется — не узнает Даже дома своего.
Где летала, где бывала? Надышалась дымом зла — И до времени устала... Видит — пепел и зола,
Нет земли — назвать своею. Ночь. Бездомный скрип телег. Звезды корчатся над нею... Будет старость, будет снег — И вглядится не мигая В наползающую тьму — Все еще не постигая Смерти вечную тюрьму.
Только время ковыляет Без заботы и труда. — Птичка Божия не знает? Замолчите! ерунда.
. . .
Вот ты разбежишься из окна... (Разбежишься, дура и лохушка!) И успеть подумаешь: — Весна! Вспомнишь маму: — Спички не игрушка!
Вспомнишь и забудешь пестрый сброд, Добрых дядей с потными руками, Телевизор — музыку — народ — Облака — и там, за облаками,
Кинешь дураков и подлецов, Кинешь детства радужные цацки... А весна? — Летит тебе в лицо И, балдея, лыбится дурацки.
. . .
Больше мы не посидим За бутылками портвейна — (Ты пускаешь синий дым, Я молчу благоговейно), Не прочтем стихи свои, Ты да я, поочередно... Глупо жить как соловьи, Как поэты — старомодно. Будь стряпуха и жена, Будет муж, и будет дача — Гонит ветер времена, И глаза от ветра плачут, И мутятся, как стекло. Оставайся за чертою: То, что было и прошло, — Чем не время золотое?
. . .
Когда героев не останется, Когда последние уйдут — Наверно, так же дворник-пьяница Дорожки выметет в саду; Подышит на ладони медные, Еще покурит-подождет, Окинет местность оком медленным — И кучи листьев подожжет. Они займутся желтым пламенем И будут пламенем цвести — Кому теперь идти под знаменем? Куда под знаменем идти? Земля бездетная валяется, Стоит единственный живой Дурак с метлой — и ухмыляется Героем третьей мировой!
. . .
Когда-то поэты Ходили попарно... Встречали рассветы За стойкою барной;
Зимой на извозчиках Кутались в бурки, В метели полнощного Петербурга...
Мы здесь уже были. С тобой уже пили. И крейсеры плыли, И церквы звонили — Кого-то венчали или хоронили.
Мы были поэты. Младенцы, эстеты... И впредь оставаясь уже без ответа, Меня окликает знакомое: — Где ты? — Бессильное эхо нездешнего света.
. . .
За тобой и за мною придут: Я уже напрягаюсь и жду. Наверху вычисляют маршрут, И звезда вызывает звезду: — Не бросай меня. Слышишь? Ответь! Но широк пустоты мавзолей И высок одиночества мост; Но теряются звезды в траве, Но теряются травы корнями в земле, А Земля затерялась меж звезд.
|
|