|
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ №4, 2011
Олеся Николаева
СЛЕВА НАПРАВО
МЫТАРЬ И ФАРИСЕЙ Что за печальная, о Господи, сосна. И.Анненский
Что это за тревожная в небе луна? Знать, опять цунами, опять война? Опять недород? Пожары? На трупе труп? Потому что наш мытарь горд, а фарисей скуп.
Даже зверь не роет норы, птица гнезда не вьет — Больше мытарь в грудь сокрушенно себя не бьет. Саранча пожрет на корню, что ни жни, ни сей, — Десятину припрятал в подполе фарисей. Знать, опять мятежи? Разбои? Помойный суп? Потому что наш мытарь горд, а фарисей скуп.
Даже лисы в бешенстве — забегают в жилье, — Мытарь только и говорит: «я, я, я!» и «мое, мое!» Бабы сходят с ума, выбрасывают детей в люк да под лед. Хвалится фарисей, а десятину не отдает. Знать, опять к нам явится пьяная девочка, глаза: луп-луп. Потому что наш мытарь горд, а фарисей скуп.
— Девочка, девочка, почему ты пьяна, почему нема? Почему всё у нас всегда — «нема да нема»? Почему концы с концами не сходятся? Зуб не попадает на зуб? Почему мытарь наш горд? Зачем фарисей наш скуп? Но девочка, оборачиваясь на крик, Показывает язык.
ПИСЬМА Старых писем бы не читала и телеграмм, Не будила б забытое песнопенье: Отправители их давно уже где-то там, Во блаженном успенье.
Всякий там безмятежен, юн и богат Неземными снами, Что ж ответить может им адресат, Глядя внутрь себя большими глазами?
...Страшными глазами глянешь, словно слепой, Внутрь себя, а там как живые: Письмописцы, вестники, ангелы — только пой С ними песни их роковые!
Вещими глазами глянешь, словно слепец, Внутрь себя — все въяве вернется: Ты один лишь знаешь, какой всему конец: Этого — убьют, а та — разобьется.
Этот — не проснется, а та — сгорит... Реки запылают. А у этой — рак, а думали — плеврит... Но они-то в письмах этого не знают!
Не ходи на гору, в море, в палисад! Сад зачах, а заґмок покосился, Полинял от времени старый адресат, До неузнаваемости обносился.
Лучше эти письма больше не читать, Что писал там пафос, прочитал здесь — лепет. Лучше уж к усопшим в тайных снах летать, Обгоняя ужас, унимая трепет.
И когда затихнет ледяной норд-ост — Он сбивает пыл, да и не докричаться, — Лучше уж при свете логосов и звезд Повстречаться...
Там — в преображенном облике посад, И Господний возраст — тридцатитрехлетний Заново примерит старый адресат, Как наряд последний.
ДЕНЬГИ Молчите, проклятые книги! А.Блок
Давно я уже не летаю, словесных миров не леплю, Я мысленно деньги считаю, которые я накоплю. О, скользкие эти ступеньки, потемки при мутной луне... Молчите, проклятые деньги! Не надо нашептывать мне!
Гнать жар по артерии сонной, взбивая послушную ртуть, И душной болезнью кессонной под утро садиться на грудь. И скармливать ум «дольче вите», и вешать на выю ярлык... Проклятые деньги, молчите! Вам аспиды дали язык!
Вам дали язык прощелыги, добавив свинцовых чернил, Скажите им, верные книги! Мефодий, скажи им, Кирилл! Скажите, небесные птицы и лилии, все ли сбылось? Когда-нибудь вам богатиться иль ныть, прибедняясь, пришлось?
Вы, лучшие люди, под взглядом лукавого — чур меня! Чур! — Скажите — как фантиков с ядом, касались вы этих купюр, А то и в огонь их, в полымя!.. Скажи им и ты, бытие, Про пламя, про новое имя, победное имя мое!
ЯХТА Какая яхта у прохвоста, что за уверенность во взоре, мол, все путем, и это просто наследный принц выходит в море...
На этой яхте пионеры могли б мужать под звук гитары, на ней могли б пенсионеры писать ночные мемуары.
На ней бы милиционеры вели с подругой тары-бары, на ней революционеры тушили бы свои пожары...
Но — нет! Он носит свое тело и так мешает лед в стакане, как будто с ночи Дарданеллы уже лежат в его кармане...
За ним клубятся бесенята, шныряют шулера и шлюшки, лакеи, прихвостни, крысята. Наветы. Подкупы. Прослушки.
...А ведь могли б здесь офицеры свободно озирать просторы. А ведь могли б здесь староверы раздвинуть берега и горы... Могли б здесь новые Гомеры словесные сплетать узоры, а астрономы — стратосферы следить ночные метеоры...
Меж тем с небесного причала уже палят, дымятся дышла. Идет гроза, вонзает жало под сердце: как все это вышло? Нет-нет да чует он подспудно чутьем раба и нюхом вора, Кто подлинный Хозяин судна, Властитель вод и Царь Босфора.
ЧРЕВОУГОДНИК Ты думаешь — просто обжора, «жиртрест», как о нем говорят: как щеки надует — умора! Как брюхо набьет — так и рад! Не так-то все просто! Он — житель иного пространства, боец, забытого культа служитель и храма незримого жрец!
Гляди, как он мир поглощает, жует его, поедом ест, вгрызается, чревовещает, глотает, что видит окрест. А ты: «Барабек! Робин Бобин!» — считалка затерта до дыр, в то время, как смерти подобен инстинкт перемалывать мир.
...Пожрет он любовь и обиду, свободу и юность — равно, хорошую девочку Лиду, Версаль, золотое руно, кота в сапогах, Фукусиму и черную голь на бобах. И все это невыносимо хрустит и хрустит на зубах.
Все ловится прочною сетью, трепещет, встает на дыбы и тут же становится снедью, прикормом всеядной алчбы. И этот толстяк, в бестолковом труде набивавший живот, он тоже — не в чреве китовом в свою Ниневию войдет!
СЫНЫ ИСАВА Да, не спорю, у Европы белое тело, И глаза огромны, и сладко пахнут волосья, На боках достаточно тука, и зубы белее мела, Но — цыплячья шейка и ножка козья...
Кто из мертвых ее источников не пил, Различают сразу: там вор ли? ров ли? Ведь когда у сынов Исава роняют пепел, У Европы косы горят и кровли.
А когда кривой полумесяц сынам Исава Говорит «салям» и кажется узколицым, То Европа уже не читает слева направо, Но кусает собственный хвостик и бьет копытцем.
НЕПРОСТАЯ ЛЮБОВЬ То в кафе они вдвоем, то в беседке сладкой парочкой, и вдруг вновь и вновь то она — с другим, то он — у соседки. Словом, это непростая любовь.
То она ему с оттяжечкой в ухо, да коленкой, да еще матерком. То в сердцах он ей кричит: «Потаскуха!» Сразу видно, что любовь с ветерком.
То она себе — всей бритвой по вене, то прощенья просит — губы в крови. То он в грязь пред ней ничком, на колени. Видно, сложности у этой любви.
То она его шнурком: и — не дышит... То топориком он в глаз ей, он в бровь... Лейтенант все это так и запишет в протоколе: «Непростая любовь».
|
|