|
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ №1, 1994
Владимир Строчков
ГЛАГОЛЫ НЕСОВЕРШЕННОГО ВРЕМЕНИ
* * *
Юле Во многом знании — немалая печаль... Немалая печаль и в крике чаек, и в их молчанье, и в пустом причале, и в шуме волн, бегущих на причал,
и если бы внезапно прокричал над ухом Бог иль кто-то посторонний, я б не заметил тщетных тех стараний, как прежде Бог моих не замечал.
Пустой причал стоит меж мной и Богом. Пустой причал. И в знанье том немногом взаимного незнания печать. И Бог молчит и внемлет крику чаек и шуму волн. И это означает и знанье, и незнанье, и печаль.
12.09.1982, Приморское
* * *
Из чего состоит тишина? Из жужжания мерного мухи, из подпольной возни грызуна, бреха дряхлой дворняжки-старухи, деликатного скрипа сверчка, равномерного топота моря, шелестящих ходов сквозняка в поредевшем древесном уборе... Так и тянется ночь до утра в непрестанном негромком концерте.
Если все эти звуки убрать, тишина называется смертью.
12.09.1983, Приморское
* * *
Каждая вещь входит в свою пару.
Китай. Девятый век. Литература. Проза. Эпоха Тан. Сплошная хуабэнь. Лисички оборотисты и пылки, в их золотистой шерстке — тайники китайских нежностей неспешно церемонных, китайских мудростей — от конъюнктуры спроса на кокон шелкопряда и фарфор до Дао и конфуцианства;
и в каждой вещи — дырочка для пары. Все пористо, все каверзно, дыряво, структура бытия — сплошные карсты: тысячелетья тока Хуанхэ и умствований, и худых желаний промыли здесь ходы и как бы гроты, заполненные только Инь и Ян.
Таков изъян в устройстве Поднебесной.
Ноябрь 1985, Москва
* * *
...Когда — теперь уже довольно скоро — уже не стоматолог, а Харон свой заскорузлый палец сунет в рот в расчете отыскать там драхму-срахму среди моих гнилых корней, мостов, в развалинах родного языка, столь мертвого, что где уж там латыни и греческому; он, пошарив там, надыбает окисленное слово; и это будет сходною ценою за перевоз...
10.02.1985, Москва
ЛЕТНИЙ САД (Из «Октябрьской элегии»)
Октябрь во граде святого Петра. Дожди неотступны, как будто досада, и так же мелки. Осень, словно дыра, чернеет в ограде у Летнего сада.
Ограда черна и деревья черны, опавшие листья, как люминофоры, своею окраскою подчинены какой-то неясной партийной платформе.
Уныло мечтая о доле иной и всуе тоскуя о греческом зное, в потеках и пятнах стоит Антиной, и капля висит на носу Антиноя.
Ирония иронизирует, Смех смеется, дремотно Внимание внемлет, и нимф Сладострастье манит. И у всех — по капле под носом, глядящимся в землю.
Все мокнут и все свою долю несут, все как и должно быть; Страданье страдает, и капля висит у него на носу, и чинят пути, и не ходят трамваи.
09.10.1984, Ленинград
* * *
Высвисти песню в тонкую кость, полую, птичью, чаячью, высвисти — тонкую и отчаянную, ничью и ничком, и вкось, вкривь и сплошной авось.
Высверли дырочку между губ, грустную, скушную, тошную и выдувай из нее многоточия, мыльные шарики, мелюзгу, семечную лузгу.
02.05.1985, Крымское Приморье
* * *
Воспоминанья, чучела былого, ночные нелетающие птицы, как бились вы в руках у птицелова — как перед смертью сердце будет биться.
Воспоминанья, чучела былого, стеклянные глаза, сухие перья, пыльца и тлен, и шелест недоверья, и памяти труха, опилки слова.
У времени прищуренные очи и тонкая рука таксидермиста, но умысла — ни доброго, ни злого —
не ведает оно. А птицы ночи глядят в тебя из темноты зернистой — воспоминанья, чучела былого.
27.09.1986, Уютное
МИНОТАВРОМАХИЯ
Мерзей, чем сам Персей меж персей Андромеды, один лишь сей Тесей на нитке Ариадны: то с ней тянуть ту нить, то с критского на рвоту, то на чугунный лоб шелом свой красномедный, то сволочь по песку свой щитень огромадный, волынку и вино, и наслаждений квоту, то слюни возжами, то речь свою надменну.
Тесней сетей Тесей затиснул Ариадну: то в уха лабиринт языческую ласку, то в пифос девичий не то маяк фаросский, не то, поди, колосс родосский ароматный, хотя казалось, что не заползет и ласка, и деве Эроса услады не по росту, и мед, возлитый им, уже ползет обратно.
Пресыщен, то себе персты в уста влагает, то ей в уста вложив свой скипетр венценосный, и в тех, и в тех устах достигнув извержений, лениво наконец он панцирь возлагает и деву обдает дыханием циррозным, целуя; и готов паскудник для свершений — герой, налитый кровью скверною венозной. Он возится с возжой и, отпихнув возницу, сам править норовит горячею квадригой, но выпал на ходу, запутавшись в доспехе, волочится вослед понесшей колеснице орущей как осел, изгвазданной ковригой — и прибыл, наконец. Уверенный в успехе, он, поднявшись, идет и яростью лоснится.
Критический момент. Кретин на белых нитках, опухший с критского гигант гипофизарный вломился в Лабиринт, как прежде в Ариадну, грохочет об углы огромной щитовидкой, на древнеэллинском ругается азартно, рыгает и сопит и, будь ему неладно, проклятия вопит торговкою базарной.
Злосчастный Минотавр, обгадившись со страху, из смрадного угла бежит ему навстречу на жиденьких ногах, напуганный теленок и, рожки слабые наставивши, с размаху говяжьим шашлыком напялился на меч он, что выставил Тесей, бездарный как технолог, чтоб грозный Минотавр его не искалечил.
И вот Тесей назад ползет марионеткой на полусогнутых с пережитого страху, таща через плечо затравленную тушку — гормонов недосмотр, герой на белых нитках. Затраханный зверек, трофей ценою в драхму, и жалок, и смешон, болтается тщедушно, и трупик весь мечом безжалостно истыкан.
А мерзкий истукан, болван вечновонючий, венерин фаворит, ублюдок посейдонов, сей подвиг совершив, натешившись девицей и в жертву принеся бычка на всякий случай, за бочку критского — подумайте, подонок! — за девушку всучил девицу Дионису — или Дио2нису? И не всучи2л, а всу2чил?
…Да кто их разберет, тех древних греков!
29.07.09.08.1986, Москва
ЛАОКООН (метаморфозы)
Сон разума рождает чудовищ. Франсиско Гойя
Отцовство — это ночь сердца. Старинная японская пословица
1
Как сгусток ночи спит Лаокоон. Вокруг него всё сыновья да змеи. Он свит в кубок. Он спит и видит сон. Он спит все глубже, видит все яснее,
что весь сплетен из туловищ и тел. Он, сыновья и змеи — все едино. Он — куст ветвистый, спящий в темноте, нигде змеи не отличить от сына.
Они струятся сквозь его глаза, затягивая путами отцовста, растущими, как дикая лоза, как дикий сон, в который он отослан.
Он спутан сном. В нем спит отец во сне, и спутан сон, и сын в отце клубится; в нем спит змея, и дремлет смерть в змее; как сон во сне, в отцовстве спит убийство.
И сон слоист, и сын слоист, как сон, вокруг него слежавшиеся гады свивают сны, в которых даже стон извилист и ветвист, как визг цикады.
Он — куст внутри. Он пуст. Он лабиринт. Он весь чреват змеиными ходами ползущих сыновей. Он весь изрыт. Они ползут внутри него годами,
выкусывая в нем за лазом лаз, где как во сне, все съежилось и сжалось. Холодный взгляд их нерожденных глаз трепещет в нем, как загнанное жало.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
Слепая ночь лежит на их телах, на сбившихся в одно отце и сыне, и змее Черной глиной ночь легла и видит сон. И снится черной глине,
что скульптор слеп, и слепок темноты им вылеплен как слиток тьмы и темы, где Хаос спит, и Хаоса черты, клубящиеся медленно и немо,
глумятся над сознанием творца: Лаокоон и сыновья, и змеи — лишь призраки безумия отца, чей разум спит, от ужаса немея,
чей сон есть тьма и порожденье тьмы, и ощущенье смерти как структуры, пространства как чудовищной тюрьмы и времени как глины для скульптуры
и места, где над этою тщетой сначала было Слово. Было. То бишь нет ничего. И видит сон Ничто, сон разума, рождающий чудовищ.
28.31.08.1989, Уютное
* * *
Даже маленький камень во времени много длинней, чем большое дерево. Что ж говорить о нас, то есть что говорить о тебе, обо мне, о ней, если нам отпущен даже на глаз недолгий лаз;
и хотя он в пространстве извилист и даже ветвист, мы из времени выглядим меньше, чем маленький куст. Малорослые сроком как биологический вид, мы к дичку своему прививаем отростки искусств.
Как привой поэзия — это культура из тех, что в пространстве обычно большой не имеют цены. Но порой один, даже очень маленький текст может дать со временем стебель большой длины,
и когда твой извилистый ров упрется в тупик, из него возможны побеги в виде маленьких книг.
09.09.1989, Уютное
* * *
Жил пророк со своею прорухой у самого белого моря, про Рок ловил поводом дыбу; раз закинул он долгие нети — свято место вытянул пустое; вновь раскинул порок свои эти — выпали хлопоты пустые; в третий раз закинулся старый — вытащил золотую бирку инв. № 19938 *. Говорит ему бирка золотая инв. № 19938 человеческим голосом контральто: — Смилуйся, пожалей меня, старче, отпусти, зарок, на свободу, на подводную лодку типа «Щука», что потоплена глубинною бомбой в сорок пятом году под Волгоградом: ждет меня там завхоз не дождется, заливается Горьким и слезами. Ты спусти, курок, меня в воду! Испусти! Услужу тебе службу, сделаю, чего не попросишь! Ей с уклоном нырок отвечает: — Попущу тебя, доча, на волю, лишь исполни одну мою просьбу: неспокойно мне с моею прорехой, вишь, поехала как моя крыша — ты поправь да плыви себе с Богом. Отвечает бирка золотая инв. № 19938 савоярским альтом мальчуковым: — Не печалься, сурок, не кручинься, а ступай, упокой свою душу, мы непруху твою мигом поправим, нам застреха твоя не помеха, будет крыша — краше не надо! — и, сказавши, хвостиком вильнула, голосом вскричала командирским: — Срочное погружение! Тревога! Носовой отдать! Задраить люки! По местам стоять, в отсеках осмотреться! Перископ поднять! Торпеды — товьсь к бою! Дифферент на нос, глубина сорок, скорость пять узлов, курс сто двадцать! Штурмана ко мне! Акустик, слушать! Вашу мать — в реакторном отсеке!!! — и ушла в глубину, как булыжник. Вот хорек домой воротился — видит — крыша его в полном порядке, вся фанерная и с красною звездою, и табличка с адресом прибита: мол, загиб, чирок, смертью героя в сорок пятом году под Волгоградом на подводной лодке типа «Щука», где служил бессменно завхозом; а пониже — бирка золотая инв. № 19938. В изголовье сидит его Старуха, говорит ему голосом профундо: — Дурачина ты, сырок, простокваша! Жил да жил бы со съехавшей крышей! Не всхотел ты быть прорабом духа, прихотел, чурок, жить сагибом — вот теперь лежи и не вякай, ибо сказано у Екклесиаста: «Лучше жить собачьею жизнью, чем посмертно быть трижды Героем, хоть бы и по щучьему веленью». (Конец цитаты)
01.09.1990, Уютное
* инвентарный номер девятнадцать тысяч девятьсот тридцать восемь.
* * *
О какой т.н. «литературе» м.б. речь, когда из-за сальной ситцевой занавески выползает, шершавым боком шурша о печь, прилагательное: «Какой?» — («Еще?!.») — «чернышевский!..» и, поочередно влазя каждой шестой ногой в третий сон разопревших с жары то ли баб, то ли девок, всем своим разночинным видом изображает благородный глагол, отвечающий на драматический грамматический вопрос «Что делать?» посредством неодновременного недоуменного пожимания узких плеч — о какой, к е.м., литературе м.б. речь?!
23.05.1992, Уютное
* * *
Я говорю, устал, устал, отпусти, не могу, говорю, устал, отпусти, устал, не отпускает, не слушает, снова сжал в горсти, поднимает, смеется, да ты еще не летал, говорит, смеется, снова над головой разжимает пальцы, подкидывает, лети, так я же, вроде, лечу, говорю, плюясь травой, я же, вроде, летел, говорю, летел, отпусти, устал, говорю, отпусти, я устал, а он опять поднимает над головой, а я устал, подкидывает, я устал, а он понять не может, смеется, лети, говорит, к кустам, а я устал, машу из последних сил, ободрал всю морду, уцепился за крайний куст, ладно, говорю, но в последний раз, а он говорит, псих, ты же летал сейчас, ладно, говорю, пусть, давай еще разок, нет, говорит, прости, я устал, отпусти, смеется, не могу, ты меня достал, разок, говорю, не могу, говорит, теперь сам лети, ну и черт с тобой, говорю, Господи, как я с тобой устал, и смеюсь, он глядит на меня, а я смеюсь, не могу, ладно, говорит, давай, с разбега, и я бегу.
5.10.1992, Уютное
|
|