|
ПАНТЕОН №3, 1994
Петр Семынин
ФЛАМАНДСКОЕ ПЕРО ПЕТРА СЕМЫНИНА
Неизбывная моя печаль в том, что Петра Семынина знают у нас мало и плохо, что этот, на мой взгляд, первостепенный поэт еще не занимает места, по праву ему принадлежащего. Эту неизбывную мою печаль я разделяю с Корнеем Ивановичем Чуковским, чьи письма к Петру Андреевичу Семынину опубликованы недавно во второй книжке альманаха «Стрелец» за 1993 год.
Помню, как полоснула по глазам и воображению строка «Лохматое белое солнце», открывающая поэму «Негр». Ван-Гоговской силы образ! Это была середина тридцатых годов. Князь Дмитрий Петрович Святополк-Мирский собрал нас, нескольких начинавших стихотворцев, и убедительно-резко выделил Петра Семынина. В дальнейшем каждая встреча в печати с этим поэтом удивляла. «Баба, усатая, с короткими руками, похожая на карлицу-гиганта» — неожиданно возникла сатирическая точность Домье и Бабеля. «Сановно сердится индюк» — образ, характеризующий и индюка и сановника. Так же, как «в кузнях меч и речь ковались рядом», глагол «ковались» работает и на кузнеца и на певца. В прозе петух клюет зерно, в поэзии Петра Семынина он склевывает «все звезды»… Этому поэту присуща не только живопись словом, его увлекает не только «фламандской школы пестрый сор», но и напряженный драматизм мысли, эпические сцены современности и истории. В любом жанре поэзии, в любом ее виде Петр Семынин оригинален. Оригинален в пушкинском смысле этого слова (о Баратынском: «Он у нас оригинален — ибо мыслит»). Лирика и эпос этого поэта не только волнуют, но и заставляют мыслить.
Петр Андреевич Семынин родился в 1909 году (ему сейчас было бы 85 лет), умер в 1983-м. Его покоряющая скромность сослужила ему плохую службу — литературные чиновники и издатели его не замечали. Так сложилась репутация, за ней и судьба. Но приговор ее, уповаю, будет пересмотрен. Поэт верил, «нет остановившегося часа». Неведомое и забытое может стать ведомым и памятным. Лев Озеров
ПЕТР СЕМЫНИН
В ЦИРКЕ
Львы на тумбах, Как на кафедре доценты, Морщат лбы над смыслом жизни, Кто — ленясь, кто — истово. А по клетке ходит, Ставя им оценки, Укротительница с плеткой — Истина.
* * *
Такой леденящей душу Близости неба, Как в этом нагорном краю, Я по ночам Не испытывал прежде нигде. Здесь небо трепещет, Льется, Пылает, Как на ветру подожженный спирт, У самого лба твоего, и вот-вот (Будь осторожен в эти мгновенья) Волосы вспыхнут твои, Затрещат, И пепел твой в пропасть Сдунет дыхание ночи.
БАЗАР
Жара и пыль. Базарный люд Толпится у возов и лавок; Слепцы «Кирпичики» поют, За пенье выдавая навык. Они вдвоем ведут мотив — Рябой мужик с опухшей бабой, Тугие бельма закатив Для публики, на жалость слабой. У бабы голос дребезжит, Но скудость к выгоде дуэта: Еще страдательней мозжит Сердца стоящих пенье это. Забыв корысть, забыв жару (Уж так у русского в природе — И на торгу и на пиру Задумываться на народе, Коль песня душу обовьет), Потупясь, мужики молчали, Как будто в сумрак вещих вод Глядели с берега печали. Потом слепые повели Про иву, срубленную в поле, И деньги, звякая, текли В картуз, как дань сердечной боли.
А через час за горсть муки, Черны от бешенства и пыли, Толпою те же мужики Здесь беспризорника убили.
|
|