|
ОЙКУМЕНА №4, 1994
Наталья Николенкова, Владимир Токмаков, Александр Строганов
ПРОВИНЦИЯ?
Поэзия, как птица, живет везде, однако принято думать, что единственными центрами ее являются у нас Москва и Петербург. И вся жизнь, с нею связанная, происходит только там. Возникает ощущение, что поэзия в провинции какая-то другая, да и поэты, там живущие, — другие. Варятся в собственном соку, читают стихи друг дружке, а то и вовсе не читают.
На деле столицы наши страдают той же провинциальностью; на поэтических вечерах большую часть слушателей и тут составляют поэты. А что до жизни, то поэтические фестивали, как ни странно, проводятся как раз в провинции — в Керчи, Костроме, Смоленске, Саратове, Барнауле... В Москве, по крайней мере, прочно утвердился лишь ежегодный фестиваль верлибра в Музее Сидура.
Допустим, этот российский централизм — если не судьба, то традиция. Но ведь где-то поэты оперяются, прежде чем слететься на столичный поэтический базар. И уже одно это подсказывает, что провинция совсем не так уж пустынна, как это предстает поверхностному столичному взгляду.
Да, провинция голодна на поэзию. Мало книг, коими москвичи и петербуржцы теперь избалованы. Явившегося «живьем» поэта средней руки в провинции встречают так же восторженно, как и мастера. Провинция всеядна, она с радостью примет и «традиционалистов», и «авангардистов». Но в этом-то голоде и свидетельство ее живучей силы.
Подтверждением сказанному может служить фестиваль «Мастерские модерна», состоявшийся минувшей осенью в Барнауле, да и сам этот город. Удивительно изобилие издаваемых там поэтических книг — причем немалыми, даже по столичным меркам, тиражами. В зале местного Маленького музыкального театра, где проходил фестиваль, не было свободных мест. Московские поэты чувствовали себя в гостях едва ли не уютнее, чем дома, ибо их тут не оставили без внимания. Фестиваль транслировало местное телевидение, о нем спорили газеты. И поэзия самого Барнаула также была достойно представлена. Трем барнаульским авторам мы предоставляем слово в нашей публикации. Дмитрий Тонконогов
НАТАЛЬЯ НИКОЛЕНКОВА
• • •
Не знаю, от чего аминазин, — Но ненавижу рыбный магазин, Ведерный кофе, суррогаты слов, Хамелеонов, кобелей, ослов, Сибирские морозы, хруст костей, Ночных, в окно влетающих, гостей. Будильника садистские звонки, Любви и дружбы мелкие глотки, Зеленую одежду, беляши И бредни о спасении души.
• • •
Как в повторяющемся сне, Назойливом и страшном, На угольях — на простыне — На опыте сестренки старшей —
Вертись, подскакивай, кричи, Пытаясь разодрать ресницы! Зеркальный мир — кровоточит, А кажется, что только снится.
ОБСТАНОВОЧКА
Подруга в рафаэлевском берете. Помада на дешевой сигарете. Индийский чай как символ комильфо Эпохи перестроек и надстроек. Как ветрено! И как похмельно стоек В фуфайке зека дворник под окном! Белоказачьи песенки поем И врем всю ночь, сумняшеся ничтоже. Прощай, цветной октябрь с индейской рожей! Привет, сухой нордический октябрь, Графичный, словно нотная тетрадка! В руке у мамы тает шоколадка, Календулы рыжеют в хрустале. И дальше, чем пролив Па-де-Кале, — Старинный друг на улице соседней. Чадит свеча. Чихает пес в передней. (Ему известен смысл, но что нам в том?) Наденем наши черные береты («Крепитесь, барнаульцы, скоро лето!») — И в дождь, как в кругосветку, уплывем.
ВЛАДИМИР ТОКМАКОВ
• • •
Если к святыне постоянно прикладываться устами, то ее можно разрушить поцелуями до самого основания...
• • •
Мой прадед вернулся в 1918 году с Первой мировой войны живой, проносив с собой в вещмешке икону Богоматери со Спасителем.
Мой дед вернулся в 1945 году со Второй мировой живой, проносив у сердца партбилет.
Мой отец вернулся в 1959 году с войны «физиков» и «лириков» живой, проносив в сердце образы Че Гевары, Хемингуэя, Ремарка, Твардовского и Евтушенко.
Мой брат вернулся в 1984 году с афганской войны живой, проносив в кармане фото любимой девушки.
АЛЕКСАНДР СТРОГАНОВ
• • •
Облаков ли не уберегли? Или были белыми дни? Волей невидимого ли весла Высь с одуванчика смерть унесла? Седобородая морда ль быка? Олух пролил ли ведро молока? Или постели постланы были С вечера, да любить позабыли? Или любили, но рано ушли? Или ключей под ковром не нашли? Выкупаны ли в муке воробьи? Или оставлен след от ладьи? Или дурили, да в перья попали? Или глаза от застолий устали? Или лето Лете сродни? Или были белыми дни?
* * *
Не заповеди зла читали ветры нараспев, Раскачивая ветхий купол ночи. Искрясь на севере смеялся, осмелев, Посеребренный сказкой колокольчик.
Не страх, а скоморох чудил в предчувствии снегов, Обрушивая шаг на листья с лязгом, И дул в трубу, и плакал, ногу уколов, И что-то о судьбе бубнил бессвязно.
* * *
Возалкала на воле волчицею выть, Вымученная мечта. Чем не чудо — из губ лепить Охальные имена?
Как отбившихся птах не словить В пестрый чулок? — Пуговицей не позолотить Розовый кулачок?
|
|