Арион - журнал поэзии
Арион - журнал поэзии
О журнале

События

Редакция

Попечители

Свежий номер
 
БИБЛИОТЕКА НАШИ АВТОРЫ ФОТОГАЛЕРЕЯ ПОДПИСКА КАРТА САЙТА КОНТАКТЫ


Последнее обновление: №1, 2019 г.

Библиотека, журналы ( книги )  ( журналы )

АРХИВ:  Год 

  № 

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
№3, 2012

Олег Дозморов

    ТАК ЕЩЕ БОЛЬНЕЕ


    . . .


    На кухню вышел я помыть посуду —
    и на две тыщи лет назад унесся.
    С Горацием бродили мы по саду,
    и нам светило золотое солнце.


    Я с Цезарем вдвоем гулял по Риму,
    и Цезарь сокрушался, одинокий.
    Потом я заплутал, поскольку рифму
    неправильную дал мне бог жестокий.


    И вот я превратился в бегемота
    или фламинго на брегах Суматры.
    И если я и попросил у жмота
    чего, то дальних мест подробной карты.


    Но нет во мне геройства Гумилева,
    нет Анненского музыки всевластной,
    это они жизнь приняли за слово,
    я мыл посуду в грусти безучастной.


    Журчит ручей среди прекрасной рощи,
    протягивает Аполлон, паскуда,
    мне в руки лиру, спрашивает: хочешь?
    А у меня не вымыта посуда.


    . . .


    Время — вещь, говорил нам лондонский антиквар.
    У него есть тело, и оно никуда не девается.
    Чем дольше живешь, тем острее чувствуешь: не меняется
    ничего, все сохраняется, ничего не теряется,
    даже от выкипевшего супа пар
    у антикваров где-нибудь сберегается.
    И предлагал нам свой залежалый товар:
    обручальное кольцо белого золота с шестью бриллиантами,
    в котором его сестра выходила замуж,
    но, видимо, не раздумывала над вариантами,
    и молодожены быстро расстались. Да уж.
    Показывал изящные серьги с сапфирами
    и колечко с крупным аквамарином,
    бронзовую черепаху и китайца с дельфинами,
    и слона красного дерева, но Марина
    вдруг увидела часы Рене Лалика —
    бессмертный модерн, цветы и птицы,
    и влюбилась в них мгновенно, дико,
    так что мы решили Лалика коллекци-
    онировать, потом, когда эти тыщи,
    потраченные, не превратят нас в нищих.
    А мне понравилась фигурка мейсенского фарфора
    “Купидон точит стрелу”. Крылатый бутуз
    вострил на колесе с хитрой улыбкой вора
    свое оружие, спрятавшись за какой-то куст,
    аж с 1779-го года, вот умора.
    Мы ничего не купили. Я вообще-то искал
    маленькую настольную гипсовую Евтерпу,
    но не нашел, разозлился и на обратном пути ворчал,
    хоть Евтерпа была рядом, но нервы, нервы.
    А антиквар обиделся. Да нам-то какое дело?
    Я завязал потуже шарф и надвинул кепку,
    и мы пошли дальше по Портобелло,
    пока время придавало окончательную форму слепку.


    . . .


    Хорошо, что мы совсем не знаем,
    как устроен мир,
    только спорим глупо да гуляем,
    лопаем пломбир.


    День какой сегодня образцовый
    выпить и поесть.
    О, гляди-ка, бар открылся новый,
    счастье точно есть.


    Хорошо бродить по белу свету,
    хорошо вдвойне
    тем, кто не доверился поэту,
    и уже вполне.


    . . .


    Как плачет нежная весна!
    Я превращаюсь в соловья,
    я становлюсь сентиментальным,
    таким, как будто и не я —


    другой по улице идет,
    не сквернословит, не плюет,
    а разве что подозревает,
    что все когда-нибудь пройдет.


    О музыкальный раздолбай,
    давай-ка, пой, свисти, давай,
    пока в меня не превратился,
    снимай весенний урожай!


    Ее уносит на восток,
    потом на северо-восток,
    потом придет плохое лето
    на рот накидывать платок.


    . . .


    С 2000 по 2004 год я работал в провинциальном глянцевом журнале,
    а с 2004 по 2008 — в московском,
    продавал рекламные проекты,
    писал рекламные тексты,
    неплохо зарабатывал,
    но никогда не упоминал об этом в стихах,
    хотя работа составляла боґльшую часть моей жизни,
    занимала больше времени, чем, скажем, сон,
    по десять-двенадцать часов в день.
    Я писал стихи совсем о другом,
    а чаще всего — вообще никаких.
    Впрочем, и Полонский не писал о работе цензора,
    и Некрасов не писал стихов о работе в журнале,
    и Случевский не упоминал в стихах о госслужбе,
    и Анненский — разве что карточные столы и вокзальные буфеты,
    но никак не инспекции уездных училищ,
    в общем, как-то это не шло у них в стихи,
    пошлость жизни, рабство, борьба за кусок хлеба,
    хотя в то же время много всего и шло.


    Есть предметы, о которых писать в стихах не нужно.
    Например, шмель не требует быть описанным —
    он и так красив и поэтичен.
    То же самое с отражением разных предметов
    на чистой глади водоемов,
    беспощадно прекрасным снегопадом за окном,
    зимней оттепелью в большом городе,
    воспоминаниями о детских ангинах,


    о том, как папа мчался в дежурную аптеку ночью,
    а высокая температура похожа на вдохновение и т. д.
    Все это само по себе поэзия,
    и все это существует хотя бы в нашей памяти.
    Но зато все бесформенное жаждет залезть в стихи
    и обзавестись рифмами —
    всякие неясные чувства, грязные подъезды,
    дурацкие гаражи и автобазы,
    какие-то тягомотные пейзажи,
    езда в плацкарте поезда “Москва — Приобье”,
    тоска, пьянство, насилие и суицид.


    Куда отнести работу в глянцевом журнале?
    Конечно, это изрядная пошлость —
    рассказывать провинциальным бизнесменам
    о том, как правильно носить костюмы
    и есть в ресторанах,
    а их женам — как тратить деньги за границей,
    почему пино гри с виноградников Мальборо
    нужно пить при температуре плюс четырнадцать градусов,
    что такое апелласьон контроле
    и почему нужно обязательно иметь дома дизайнерские вещи,
    тем более понимая в этом не больше замороченных читателей.
    Но ведь не пошлее, чем советские заработки сценариями
                                                                        документальных фильмов.
    Не смертельней службы на Кавказе в батальонах смерти.
    Не хуже делания чего-то ненужного с 8 утра до 5 вечера в министерстве.


    Проблема в том, что это ни рыба ни мясо, ни то ни се,
    и не совсем уж гадость, и не очень-то благородно,
    никакой музыки жизни,
    одна возня и дележка пресс-туров,
    прозу еще написать можно,
    и даже весело может получиться, а стихи — увы,
    разве что верлибром.
    Поэту, если вообще говорить о деятельности,
    гораздо нужнее, может быть,
    благородный физический труд,
    когда сразу видишь результат:
    какой-нибудь сбор винограда,
    или пошив тех же костюмов,
    или приготовление пищи в ресторане,
    сгребание листьев и расчистка тротуаров от снега,
    что-нибудь трогательное и непрестижное,
    даже работа бухгалтером, но это днем,
    а ночью — ловцом шмелей, наблюдателем за снегопадами,
    производителем красоты.


    . . .


    В черный ад ночного Пикадилли,
    помигав растерянным и желтым,
    двухэтажные, вы уходили
    по полоскам белым и потертым.


    Уплывали в облаке бензина,
    в анненской тревоге и надсаде
    мимо дорогого магазина,
    где в витринах тени, как в засаде.


    Знаешь что? Я думал, что несчастным
    буду всем приятней и милее,
    человеком безупречно частным,
    оказалось — так еще больнее.


<<  11  12  13  14  15  16
   ISSN 1605-7333 © НП «Арион» 2001-2007
   Дизайн «Интернет Фабрика», разработка Com2b