|
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ №3, 2012
Олег Дозморов
ТАК ЕЩЕ БОЛЬНЕЕ
. . .
На кухню вышел я помыть посуду — и на две тыщи лет назад унесся. С Горацием бродили мы по саду, и нам светило золотое солнце.
Я с Цезарем вдвоем гулял по Риму, и Цезарь сокрушался, одинокий. Потом я заплутал, поскольку рифму неправильную дал мне бог жестокий.
И вот я превратился в бегемота или фламинго на брегах Суматры. И если я и попросил у жмота чего, то дальних мест подробной карты.
Но нет во мне геройства Гумилева, нет Анненского музыки всевластной, это они жизнь приняли за слово, я мыл посуду в грусти безучастной.
Журчит ручей среди прекрасной рощи, протягивает Аполлон, паскуда, мне в руки лиру, спрашивает: хочешь? А у меня не вымыта посуда.
. . .
Время — вещь, говорил нам лондонский антиквар. У него есть тело, и оно никуда не девается. Чем дольше живешь, тем острее чувствуешь: не меняется ничего, все сохраняется, ничего не теряется, даже от выкипевшего супа пар у антикваров где-нибудь сберегается. И предлагал нам свой залежалый товар: обручальное кольцо белого золота с шестью бриллиантами, в котором его сестра выходила замуж, но, видимо, не раздумывала над вариантами, и молодожены быстро расстались. Да уж. Показывал изящные серьги с сапфирами и колечко с крупным аквамарином, бронзовую черепаху и китайца с дельфинами, и слона красного дерева, но Марина вдруг увидела часы Рене Лалика — бессмертный модерн, цветы и птицы, и влюбилась в них мгновенно, дико, так что мы решили Лалика коллекци- онировать, потом, когда эти тыщи, потраченные, не превратят нас в нищих. А мне понравилась фигурка мейсенского фарфора “Купидон точит стрелу”. Крылатый бутуз вострил на колесе с хитрой улыбкой вора свое оружие, спрятавшись за какой-то куст, аж с 1779-го года, вот умора. Мы ничего не купили. Я вообще-то искал маленькую настольную гипсовую Евтерпу, но не нашел, разозлился и на обратном пути ворчал, хоть Евтерпа была рядом, но нервы, нервы. А антиквар обиделся. Да нам-то какое дело? Я завязал потуже шарф и надвинул кепку, и мы пошли дальше по Портобелло, пока время придавало окончательную форму слепку.
. . .
Хорошо, что мы совсем не знаем, как устроен мир, только спорим глупо да гуляем, лопаем пломбир.
День какой сегодня образцовый выпить и поесть. О, гляди-ка, бар открылся новый, счастье точно есть.
Хорошо бродить по белу свету, хорошо вдвойне тем, кто не доверился поэту, и уже вполне.
. . .
Как плачет нежная весна! Я превращаюсь в соловья, я становлюсь сентиментальным, таким, как будто и не я —
другой по улице идет, не сквернословит, не плюет, а разве что подозревает, что все когда-нибудь пройдет.
О музыкальный раздолбай, давай-ка, пой, свисти, давай, пока в меня не превратился, снимай весенний урожай!
Ее уносит на восток, потом на северо-восток, потом придет плохое лето на рот накидывать платок.
. . .
С 2000 по 2004 год я работал в провинциальном глянцевом журнале, а с 2004 по 2008 — в московском, продавал рекламные проекты, писал рекламные тексты, неплохо зарабатывал, но никогда не упоминал об этом в стихах, хотя работа составляла боґльшую часть моей жизни, занимала больше времени, чем, скажем, сон, по десять-двенадцать часов в день. Я писал стихи совсем о другом, а чаще всего — вообще никаких. Впрочем, и Полонский не писал о работе цензора, и Некрасов не писал стихов о работе в журнале, и Случевский не упоминал в стихах о госслужбе, и Анненский — разве что карточные столы и вокзальные буфеты, но никак не инспекции уездных училищ, в общем, как-то это не шло у них в стихи, пошлость жизни, рабство, борьба за кусок хлеба, хотя в то же время много всего и шло.
Есть предметы, о которых писать в стихах не нужно. Например, шмель не требует быть описанным — он и так красив и поэтичен. То же самое с отражением разных предметов на чистой глади водоемов, беспощадно прекрасным снегопадом за окном, зимней оттепелью в большом городе, воспоминаниями о детских ангинах,
о том, как папа мчался в дежурную аптеку ночью, а высокая температура похожа на вдохновение и т. д. Все это само по себе поэзия, и все это существует хотя бы в нашей памяти. Но зато все бесформенное жаждет залезть в стихи и обзавестись рифмами — всякие неясные чувства, грязные подъезды, дурацкие гаражи и автобазы, какие-то тягомотные пейзажи, езда в плацкарте поезда “Москва — Приобье”, тоска, пьянство, насилие и суицид.
Куда отнести работу в глянцевом журнале? Конечно, это изрядная пошлость — рассказывать провинциальным бизнесменам о том, как правильно носить костюмы и есть в ресторанах, а их женам — как тратить деньги за границей, почему пино гри с виноградников Мальборо нужно пить при температуре плюс четырнадцать градусов, что такое апелласьон контроле и почему нужно обязательно иметь дома дизайнерские вещи, тем более понимая в этом не больше замороченных читателей. Но ведь не пошлее, чем советские заработки сценариями документальных фильмов. Не смертельней службы на Кавказе в батальонах смерти. Не хуже делания чего-то ненужного с 8 утра до 5 вечера в министерстве.
Проблема в том, что это ни рыба ни мясо, ни то ни се, и не совсем уж гадость, и не очень-то благородно, никакой музыки жизни, одна возня и дележка пресс-туров, прозу еще написать можно, и даже весело может получиться, а стихи — увы, разве что верлибром. Поэту, если вообще говорить о деятельности, гораздо нужнее, может быть, благородный физический труд, когда сразу видишь результат: какой-нибудь сбор винограда, или пошив тех же костюмов, или приготовление пищи в ресторане, сгребание листьев и расчистка тротуаров от снега, что-нибудь трогательное и непрестижное, даже работа бухгалтером, но это днем, а ночью — ловцом шмелей, наблюдателем за снегопадами, производителем красоты.
. . .
В черный ад ночного Пикадилли, помигав растерянным и желтым, двухэтажные, вы уходили по полоскам белым и потертым.
Уплывали в облаке бензина, в анненской тревоге и надсаде мимо дорогого магазина, где в витринах тени, как в засаде.
Знаешь что? Я думал, что несчастным буду всем приятней и милее, человеком безупречно частным, оказалось — так еще больнее.
|
|