ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ №1, 2013
Владимир Салимон
ВСЁ О ЖИЗНИ РАСПРОКЛЯТОЙ . . .
Того, что приключится с нами, они себе не представляют, те бабы с голыми ногами, что на пруду белье стирают.
Что, повернувшись к лесу задом, на нас глядят недружелюбно. Того гляди, обложат матом. А на душе и так паскудно. . . .
Рискую расплескать любовь свою, не донести в объятиях до дома, внимательно я под ноги смотрю, ступаю аккуратно, невесомо.
Чтоб неудобств тебе не доставлять, как бабочка ночная я порхаю, как мотылек ночной, смешно сказать, я в сумерках сгустившихся витаю. . . .
До горизонта Русская равнина раскинулась, и было непонятно, где у нее конец, где середина. На небе облаков цветные пятна.
Любителем абстрактного искусства не будучи, на небо с интересом взирал, подчас испытывая чувство, с каким брожу я темным, хмурым лесом. . . .
За окнами не сразу рассвело, но сделалось не видно звезд полночных, их словно лодки в море унесло, сорвавши ветром с якорей непрочных.
Флотилию бесхозных кораблей, лодчонок, ни на что уже не годных, все дальше уносило в глубь морей от берегов садово-огородных.
Управиться напрасно мужики с рытьем колодца до жары хотели, что под землей, как майские жуки, старательно сопели и кряхтели. . . .
Вместо нас с тобой уполномочены жизнь прожить с начала до конца деревца сирени вдоль обочины и кусты жасмина у крыльца.
Дети наши ими пусть любуются. На могиле нашей с бузиной белоглазой внуки соревнуются красотой своею неземной. . . .
Геройски пали кони и слоны. Остались только короли и пешки, что разбрелись во все концы страны, покинув родовые гнезда в спешке.
Позицию на шахматной доске я мысленно сумел себе представить, стада, пасущиеся вдалеке, дерзнувши пятистопным ямбом славить. . . .
В дороге клонит нас ко сну. Под стук колес клюющий носом, спит муж, обняв свою жену, и мальчик, что одет матросом.
Старухи в ситцевых платках, головки уронив на плечи, напоминают божьих птах, тех, что лишились дара речи.
Они вздыхают тяжело, не в силах вымолвить ни звука. Для них подняться на крыло теперь — чудовищная мука. . . .
Лучше я задерну занавески, чтобы не мелькали за окном холмики, овражки, перелески, ельник вековой, объятый сном.
Потому что поезд быстро мчится, только успеваю вдоль путей разглядеть я заспанные лица затемно проснувшихся людей. . . .
Пока в носках по полу ледяному иду чуть свет, с трудом борясь со сном, дождь непрестанный с хрустом, как солому, ломает стылый ветер за окном.
Событий приключается без счета. Пока я хлеб на кухонном столе кружками режу с видом идиота, комета приближается к Земле.
Последний мамонт умер в Заполярье. У сфинкса в Гизе отвалился нос. И океан, что наше полушарье ласкал дотоле, вдруг сковал мороз. . . .
Людям это страшно интересно. Если из скворечника торчит птичий хвост, то значит — птице тесно, только та из скромности молчит.
Ни о чем она не молит Бога и не просит грозного царя. Жизнь ее скромна, но не убога. И жалеть скворца не нужно зря.
Разве в ситуации подобной множество рабочих и крестьян, будто бы во тьме внутриутробной, не страдает от душевных ран? . . .
Во время сбора урожая становится полным-полна кладовка в доме небольшая, где полки сплошь и нет окна.
Там, как в кунсткамере уродцы, в стеклянных банках огурцы — по большей части инородцы, но есть и наши молодцы.
Один такой, с безумным взглядом, пока я не зажгу огня, мне кажется ужасным гадом, замыслившим сожрать меня. . . .
Внезапно наступило бабье лето, и мы выносим кресла на крыльцо, чтоб старики могли после обеда дремать, подставив солнышку лицо.
Мечи перековавши на орала, спят старики, забывшись сладким сном. И тянет сыростью, как будто из подвала, от бочки ржавой, вросшей в землю дном. . . .
Нет связи с миром. Топи непрохожие. Нет в жизни счастья. Грусть-тоска. Чтоб не проспать нам Царство Божие, уж не купить ли петуха!
Как закричит истошно, дергая он петушиною ногой, так тотчас попрошу у Бога я не лучшей жизни, но другой.
Я умолю Его об участи, самоубийство — страшный грех, пасть с пулей в животе по глупости на речке Черной в алый снег. . . .
Соглашусь справедливости ради, что я замысел тайный имел, когда перышком острым в тетради по ночам еле слышно скрипел.
Нацарапал ногтем на стекле я стих, как будто клинком на снегу. Манят замысел общий, идея. Но у формы я в вечном долгу. . . .
Нам всем бывает передышка необходима каждый раз, случится ли на солнце вспышка, едва заметная для глаз.
Скользнет ли света луч во мраке по кронам елей вековых, раздастся пенье птиц в овраге иль треск цикадок луговых. Я лишь на миг присяду, чтобы дыхание перевести, как поступают землекопы до дна земли на полпути. . . .
Небо, как в военной кинохронике, наглухо закрыто облаками. Утром ранним вижу в рукомойнике мушек, плавающих вверх ногами.
Им на волю вольную не выбраться. Потому что воля — не свобода. Воля — что есть сил судьбе противиться, даже супротив идти народа. . . .
Каким еще быть может листопад! В осенней роще утром ранним как будто бы там медных денег клад зарыли, чтоб он был сохранней.
До наших дней дожили медяки екатерининской эпохи, старинные копейки, пятаки — по нашим меркам мелочь, крохи. . . .
Скоро осени конец. Так сказал мужик с лопатой, потому что знал, мудрец, все о жизни распроклятой.
Мы доверились ему, потому что так бывает, что один из нас сквозь тьму свет небесный прозревает. . . .
В дубовой роще палая листва, как в старом доме, где паркет не новый, где грудой на пол свалены дрова, задвинут в угол гарнитур столовый.
Уклад старорежимный терпит крах, как шкафчик для лекарств — валокордином, вдоль полотна дорожного пропах лес низкосортным маслом и бензином. . . .
Такой пришел Верлен, как в переводах Пастернака, что снег с дождем весь день идут. Конца им нет, однако.
Поскольку на дворе отнюдь не осень золотая, и месяц на заре ущербен, словно запятая. . . .
Поезд, пробираясь узкой-узкой улицей, кое-как промеж домов петляя, вдруг заставил нас от ужаса зажмуриться. За окном метель и стужа злая.
Кое-как я разглядел одноколейную, снегом занесенную, дорогу в сопредельную реальность, в параллельную, от которой нам немного проку. . . .
Ствол яблони окаменел. Когда я палкою в мороз его что было сил огрел, он загудел, как паровоз.
Сухое дерево гудит. Оно летит на всех парах. И до утра никто не спит. И свет всю ночь горит в домах. . . .
Действительность с реальностью подчас, как будто параллельные прямые, пересекаются в сознании у нас, когда мы за столом сидим хмельные.
По стенам свет струится с потолка. Но те, что Короленко не читали, о детях подземелья ни фига не знают и поймут меня едва ли.
|