|
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ №1, 2013
Дмитрий Румянцев
СТОЯНКА 4 МИНУТЫ
. . .
Больница спит: лишь стоны, всхрапы, всхлипы. Уснула медицинская сестра, как ангел над дежурною молитвой в журнале. Только смерть не знает сна.
Проснись, сестра! — лети в халате белом над спящими болящими людьми, душою душный воздух обмани, Светланочка? Кристиночка? Анжела?
. . .
Как жучиха жучишку рожала: в званом личике каждой личинки намечала глазенки и жвала, сяжки гладила и пуповинки, или как там? И птичьему богу поклонилась, молясь о кровинке.
Как пичуга пичужку кормила червячком и литым скарабеем, сколько нежно фьюить говорила, как, за сына болея, болела, знает кот, облизнувшись утробно: сердце матери — неба рванина.
Нет у птиц, чтоб молиться подробно, ни муллы, ни раввина. Но несут муравьишки повзводно каждый — дочку и сына. А отчаянье в мире природном нам незримо.
K***
Собака на спине выкусывает блох. И крутится волчком: то заворчит, то взвизгнет. Забрешет иногда: то “гав”, то “гракх”, то “бог”, да кем же ты была из нас в прошедшей жизни?
Я знаю, что того и спрашивать нельзя. Когда бы ты могла — и то б не рассказала: истопником, судьей? Раззявой из раззяв? Я встретился с тобой у Курского вокзала.
Анубису еще смотрела ты в глаза? А может быть, была с разбойником распята. Когда б я взял тебя, за пазуху бы спрятал, все было бы не так, — так Сильвии б сказал Тед Хьюз. Но я — не он. И так болят, болят меж ребер потроха: предсердия, аорта. Я пялюсь в пустоту, и водка или портер дают забыть ее, хотя забыть нельзя
ни капельки любви, что я берег, берег, ни капли молока ощерившейся суки- разлуки: — Что ж: как ты? — Спасибо за науку. Собака все бежит в осеннее распутье. Собака все бежит по кромке неба, утром, и брешет иногда: то “гав”, то “гракх”, то “бог”.
НАТУРАЛИСТ
Когда по тайному заданью за мухой муху ест паук, пчела обкладывает данью цветущий луг, я рапортую о незнанье, как Левенгук.
Я видел в бездне окуляра механистичный черный ад. Меня сомненье посещало: как я меж микро-, макромира не аппарат?
Как здесь, на сходнях мирозданья, где каждый ангел, всякий жук, любовь нутром ребенок знает, и где, в хрусталике сияя, сознанье, дух? Как мы стоим в пыли и рае на этих двух?
ФЕТ
Его сторожило безумье. Желая судьбу обыграть, весенней реки полоумье он силился зарифмовать
с верандой в усадьбе, калиткой, шмелем на склоненном цветке, с испуганной уткой, улиткой, грозой, что прошла вдалеке,
зарницей своей озаряя и флигель, и флоксы куртин, рыдван за осевшим сараем и хаос у сердца, внутри.
И в небе, где серп-остроумец, да слезы слепого дождя, летел вверх ногами безумец, витал в облаках песнопевец, опоры в себе не найдя.
И только чернильною нитью, что звуки заносит в тетрадь, его к бытию Вседержитель (где куст можжевельника выпил шум ветра и жалобу выпи) сумел привязать.
СТОЯНКА 4 МИНУТЫ
На верхней полке Книгу я читал, но вдруг споткнулся на заглавной букве. Свистел свисток, обходчик бил по буксе, и в сердце я почувствовал печаль.
Я выглянул в туманное окно холодного и душного вагона — на божий свет, как из кита Иона, и темное ночное полотно, ряд фонарей, дворняга на путях предстали мне — так вот она, Отчизна! Какая даль! Какая укоризна! Ночной вокзал светился в головах
составов. Я вернулся созерцать Ниневию, долготерпенье Бога. Огромная пустынная дорога страны, где надрываются сердца,
казалась мне отныне не такой огромной и пустынной. Поезд вздрогнул, попятился и двинулся. Недобрый восход светился в небе за рекой.
Три дня меня мотало и трясло, затем исторгло на вокзал знакомый. Я шел домой, я знал: теперь я дома повсюду...
ШАГАЛ
как только Мовша Хацкелевич Шагалов над горницей очнувшись в двух шагах с любимой Беллой в небо прошагал над колокольней в витебских кварталах случился дождь и радуга плыла за кучевою грядкою капустной и был верховный комиссар искусства доволен и вращался коленвал “мотора” развозившего над миром любовников застрявших среди туч воистину он небо сдал под ключ всем тем кто любит оставайся пиром вечерей тайной Марк-авангардист для девочек с огромными глазами что в небесах стучали каблучками опять любовь любовь как чистый лист он облетит плодом качнется гиря курантов вечность колокол пробьет и живописец руку подает с прописанных небес своей Рахили и тот кого недавно полюбили в вершке над мостовой домой идет и это я и притяженье в мире упразднено
РЫБА
Как тянут рыбью сталь, живую медь креветок, как в руках трепещет пелядь, так неизбежно будущее зреет, так, шутка ли? — Господь идет сквозь сеть.
И выбирает невод из воды греха, и жутко не попасться в сети, и труженики, ангелы вот эти, перебирают всполохи плотвы.
Весной придет любовь, отступят льды, и бабочка из живота родится, как в Индии. И завязь озарится цветением крапивы, лебеды.
У Господа нет лишнего цветка, пичуги, головастика и рыбы. Любой спасенный говорит: “Спаси бо!” и получает жабры для глотка воздушного крутого холодка из вечности отмеренного мига...
В ЦИРКЕ
Мы приходим с детишками нашими в этот зал гладиаторский, где дрессировщики — братья Запашные; где их слушают тигры и лев. Нарисуй сам себе, словно ЛЕФ, это время большими гуашами,
красной тушью. И грянула тушь! Ну, не бойся, мой зайчик, мой маленький, этот свет, как дошкольную азбуку, ты когда-нибудь тоже пройдешь.
А пока замирай, обмирай: мир — зверинец, где тигры и лошади. В этом храме, где лампы погашены, хлопай-смейся на все номера!
Барабанная дробь, точно пульс учащенный концертною полночью: — Папа, я не боялся нисколечко! — Вот и я за тебя не боюсь!..
Просто в горле комок... Ах, малек, королек здесь, где Гог и Магог...
УРОК ЖИВОПИСИ
Натурщица, адамово ребро, кровь с молоком, пускай студентик скиснет, описывая все твое добро по описи: ключицы, пальцы, кисти.
И в зимний день, взята на карандаш, дрожит от сквозняка, вставая в позу, стервица. В подмастерьях у мороза выводит море плоти, чресел кряж гуашь, а в волосах — живую розу.
И, растворяя краски (интересно: с каких отпетых шлюх творят мадонн?!), позволь им быть, и быть как Песнь Песней, запомни их такими, Аполлон!
Пусть девять муз — опять девятый месяц для замысла. Сгоняет за вином хромой юнец, и ежели воскреснет наутро, пусть опять — в ее объятьях...
|
|