|
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ №2, 2016
Владимир Салимон
ЖИЗНИ НЕДОСТАТКИ И ИЗЛИШКИ
* * * Ничего сентиментального. Плачет бронзовый кумир, словно он из зазеркального возвратился в здешний мир. С постамента невысокого, как с листка календаря, на меня глядит убогого он при свете фонаря. Глядя на ребячьи шалости, он растрогался, размяк не от жалости — от старости. Плачет. Кашляет в кулак. * * * Все за последний час переменилось — погода, люди, социальный строй. И я сказал любимой: Сделай милость, открой пошире двери на балкон! Шум с улицы, что прежде был не слышен, как будто бы усилился стократ, и понемногу, бывший неподвижен, задергался, зашевелился сад. Я обратил внимание, что дети без устали гоняют мяч в саду, а не сидят в рядок на парапете, завороженно глядя в пустоту. * * * Вставало солнце тяжело, поскольку небо на рассвете все тучами заволокло и солнце им попалось в сети. Живописал я облака, а думал про рыбачьи лодки, про их зеленые бока, что в чешуе, как у селедки. Я думал, днища их черны, словно обугленные палки, — такими видят с глубины их бледнолицые русалки. * * * Жизни недостатки и излишки — все воспринимается всерьез. К несусветной радости мальчишки самовар дымит, как паровоз. Будучи назначен машинистом, я даю пронзительный гудок и лечу со свистом в поле чистом. Путь мой долог, тяжек и далек. Стоя на платформе станционной, домочадцы машут мне вослед. Скоро кану в вечности бездонной, как во тьме кромешной белый свет. * * * Улиток липкие следы я обнаружил на пороге дома. У края каменной плиты настигла вдруг улит истома. Они решили умереть, вкусивши праздности блаженства, и все стихии одолеть сумев, достигли совершенства. Внутри самих себя они в своих светелках затворились и с легким сердцем в наши дни от дел насущных удалились. * * * Суета сует. Круженье мошек в воздухе, в траве мелких блошек копошенье, мыслей странных в голове. Сеть контактную во мраке ловит кот своим хвостом, запрещающие знаки различает он с трудом. Несуразен, как троллейбус в сутолоке городской, он загадочен, как ребус, неразгаданный тобой. * * * Строй облаков нарушился, и мне понятен стал смысл встречного удара на правом фланге при Бородине, что привело в неистовство гусара. Я принялся накручивать усы и в ярости взъерошил бакенбарды — предмет моей мальчишеской красы, мальцов, шагнувших в жизнь со школьной парты. Кончалось лето, дождик моросил, все это было так обыкновенно, а нам хотелось приложенья сил, влюбляться страстно, мыслить дерзновенно. * * * Когда внезапно ночь настала, а до того был светлый день, мы, завернувшись в одеяла, шли полем в шапках набекрень. Горели звезды в небе ярко, как путеводные огни, скорее холодно, чем жарко, но к цели нас вели они. Так часто смысл стихотворенья бывает ясен не вполне, но вектор умонастроенья и мыслей ход понятны мне. * * * Разбежались кто куда, словно слезы по лицу. Тру-ту-ту да тра-та-та. Дело близится к концу. В телефонной книжке я ставить крестики решил в тех местах, где Судия Высший руку приложил. Словно в Пасху крестный ход, так торжественно теперь толстый выглядит блокнот — полный свод моих потерь. * * * Крестьян солдатами одели. Свет выставили. Тишина. Скажи-ка, дядя, в самом деле в наш дом опять пришла война? Девчушка смотрит не мигая, уставившись глаза в глаза, ждет, что отвечу я, чудная. Дымится степь. Горят леса. Когда бы знать, война ли это или потешная игра, или кровавая вендетта ребят с соседнего двора? * * * Край света. Здесь его обочина. Во мраке голые поля. Тяжелым плугом разворочена, лежит, не в силах встать, земля. Но если вдруг она поднимется, как будто на море волна, то все на свете опрокинется — и терем царский, и стена. Падут оковы, канут в прошлое законы нынешнего дня, все то — постыдное и пошлое, что страшно мучает меня. * * * Кого везете? — Грибоеда! — ответил Пушкину старик. Так повстречались два поэта. Меж диких гор на краткий миг. Мне льстит такая перспектива, но, как про скорый переезд, о смерти говорю пугливо: Нет смысла в перемене мест. Бог весть, кому на самом деле нужна вся эта чехарда! Поскольку нет конечной цели, она нелепа и пуста. * * * Я люблю рисунок карандашный, потому что карандаш не врет, нашей жизни страшной и ужасной ложные черты не придает. В месте том, где карандаш бумагу до дыры протер, и есть дыра, что легко затянет бедолагу, коль тот не просохнет до утра. Есть такие дыры, где навеки может все пропасть, чем дорожу, как когда-то римляне и греки, те, с кем нынче дружбу я вожу. * * * Так провожали горожане судьбой гонимых арестантов, бойцов лихих на поле брани — своих веселых квартирантов. Дорога тянется вдоль поля, села большого, края леса, среди безбрежного простора, вдали от всякого прогресса. Нас провожают вдоль дороги стоящие картинно липы. Когда пишу я эти строки, их слышу жалобные всхлипы. * * * В оконных рамах стекол нет, и в комнату мою свободно дождь проникает, словно свет, легко, когда ему угодно. Забудет трость у нас в саду и через час, когда вернется, пройдет по узкому мосту с изяществом канатоходца. * * * Из речки день за днем вода уходит. Рыбачьи лодки сохнут без воды. Все, что река родит и производит, валяется повсюду без нужды. Скучающие без работы люди слоняются по берегу реки, глаза таращат, но не видят сути, лишь изредка — монетки, черепки. Свои находки долгими ночами мужчины разбирают за столом, а женщины с покатыми плечами завязывают волосы узлом. * * * Я мысленно отстроил город, разрушенный давным-давно, и каждый серп и каждый молот в нем снова были заодно. Как колос к колосу, подробно воссоздавал я монолит, и получился бесподобно красивый, но унылый вид. Великолепны были зданья, что я построил, но мертвы, в них жизни не было дыханья, ни шума ветра, ни листвы. * * * Мчится поезд. Рельсы гнутся. С полки свесился матрас. С боку на бок повернуться я успел пятнадцать раз. Всю Россию так измерить можно вдоль и поперек, а потом перепроверить все посредством пары ног. Может быть, на самом деле столь Россия велика, что пока достигнешь цели, обобьешь себе бока. * * * Народ, должно быть, голодает, в лесу ни ягод, ни грибов, но более всего смущает нас настроение умов. Чтобы составить представленье, каков у нас народный быт, идем в ближайшее селенье в обход рядов могильных плит. Надгробных надписей любитель, мой спутник произносит вслух текст с выраженьем, как сказитель, так, что захватывает дух. * * * Горела от свечки копеечной, а то, опустив рукава, джинсовою иль тюбетеечной в момент становилась Москва. Тупой. Равнодушной. Холодною. Настолько, что Гоголь замерз, не спасся любовью народною в трескучий московский мороз. Он в койке своей, льдом обложенный, лежал, как креветка во льду, как будто бы плод недоношенный в каталке у всех на виду. * * * Чередованье дня и ночи. Вообрази, что мимо нас промчался скорый поезд в Сочи, обрушил лес и сад отряс. Опять темно и тихо стало. На лавках пассажиры спят внутри холодного вокзала, но рельсы все еще гудят. Так мышцы после напряженной работы в поле — со вчера гудят, гудят в ночи бездонной почти до самого утра. * * * Это — опыт воскрешенья наших дедов и отцов, это опыт возвращенья к жизни наших мертвецов. Есть в изданиях посмертных в переплетах голубых, не скажу, что крайне бедных, но не очень дорогих, что, как будто пепелище, мне покоя не дает, что, как сельское кладбище, сильно за сердце берет. * * * Прасковье Слух как бритва острый у старухи. Самолеты над землей кружат ночью темной, словно злые духи, до утра стрекочут и жужжат. Старую зенитчицу однако напугать никто из них не смог, никакая авиаатака не застала старую врасплох. У старухи ушки на макушке. Как когда-то в юности, она, если что не так, встает у пушки, ей опять сегодня не до сна. * * * Узки проемы межоконные, как между буквами в словах пробелы, будто бы картонные дома, и люди в тех домах. Какая скучная материя картон! К картону у меня нет ни малейшего доверия — воды боится и огня. Есть ли средь нас огнеупорные и водостойкие, Бог весть. Стоят в снегу деревья черные. Красиво — глаз нельзя отвесть! * * * Неизменной остается в мире только красота, или то, что ей зовется по ошибке иногда. Человеческое тело. Небо в звездах. Сад в росе. Песня, что овсянка пела утром в лесополосе. Разве может ошибиться, ноту верную не взять эта маленькая птица, что в листве не увидать! * * * Первые мгновенья в темноте я руками шарил, как во сне, будто бы я плыл на животе, а потом — как будто на спине. Плавало в воде вокруг меня все, что смыло за борт вслед за мной. Сын, жена и прочая родня. На волнах качался дом пустой. Было непривычным наблюдать мне его таким со стороны — будто бы из дома воевать все ушли и не пришли с войны. * * * В иллюзии есть что-то от коварства, лукавства и притворства что-то есть. Есть что-то от такого государства, где напрочь упразднили совесть, честь. Как фокусник выходит на поклоны, так я на путь-дорогу выхожу, так я на пассажирские вагоны, летящие во тьме ночной, гляжу. Когда сквозь незадернутые шторы струится на поляны теплый свет, мне кажется, я слышу разговоры, которым ни конца ни края нет.
|
|