|
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ №3, 2016
Вадим Жук
РОДНЫЕ ОДНОКОРЕННЫЕ
* * * Чего же я все плачу без конца? От женского лица, от детского лица, От Марка и Луки, От собственной строки, От взора Божьего, от крапчатой коровки, От облака, нахмурившего бровки? И жизнь сама, и смерть на сдачу... Чего я плачу? Я от счастья плачу. * * * Средь прочих легких эфемерных тел, В небесной каше, По ветру профиль Гоголя летел, Носат и страшен. Он облаком прикидывался, но Любой глядящий, Его заметив, закрывал окно — Он настоящий! Не можно было на него смотреть, Как на Горгону. Зря мчалось солнце, чтоб его согреть, По небосклону. Он свой театр с начала начинал, Как гардеробщик. Но выходкой скорей напоминал Бомбардировщик. За каждою душою и судьбой Он шел по следу. Какие казни он несет с собой, Какие беды? * * * Мы потерялись. Раньше впереди Маячил коммунизм. Кривой, нелепый, Со сломанной и проржавевшей скрепой, Но что-то сдуру шевелил в груди. Стоял безумный мальчик на часах. В лесу метался Данко полуголый, Размахивал сожженной средней школой, И повисал на горьковских усах. На выпускной повязывали бант. Скакал Корчагин в роли Ланового, Болконский выпивал у Броневого, Но добирал в гаштете «Элефант». Потом Лолита Гумберту дала Почувствовать себя сверхчеловеком, Эдит с Марлен, прикрывшись прошлым веком, Испуганно глядят из-за угла. Все кончено. Как царь глядит с афиш Любой винтом раскрученный подсвинок. И очумелый чаплинский ботинок Грызьмя грызет компьютерная мышь. * * * Вышла лисица плисецкая, ходит по снегу, Умная ходит, не просто танцует — мышкует. Даже, стряхнув с оперений нелетную негу, Ранние птицы любовно глядят на такую. Между проталин, по насту, по кромкам, по бровкам Переступает и лаковым носом поводит, Долгое желтое тело приталено, ловко, Будто невидимый ею Дидло верховодит. Все она чувствует, знает следы и приметы, Правильно движется, и обоняет, и дышит. Мыши, однако, любить не умеют балета, Дуры, мещанки, нелепихи, серые — мыши! Не обладают возвышенным зрительским чувством, Что-то им, видимо, в детстве не то рассказали... Так пропадает и так голодает искусство Во поле, в мартовском белом нетопленом зале. * * * Попробуй напиши, мол, «губы ищут губ» Или что «ночь черна, как бархат». Начнут недоуменно охать-ахать И возведут твою банальность в куб. Мой милый друг, поверь, и я могу Увидеть разницу между попсой и Бахом... Но что же делать, если губы ищут губ, А эта ночь черна как бархат? * * * Стишок все маялся, хромал, Шел по бумаге, как по кочкам, И сам себя не понимал — То сам себе казался мал И собственный размер ломал, То удивлялся лишним строчкам. Дышал, кокетничал, мычал, Словам свиданья назначал, Но обманул и не явился, Пять-шесть придумывал начал И на седьмом остановился. Зачем он пишется, не знал И спотыкался о порожек, То нимба требовал, то рожек, Чуть позже сам себя догнал И вдруг откуда-то, о Боже, Взял эротический финал — Какой-то ежик между ножек. * * * Поэт привык вышагивать стихи. Он вместе со строкой идет проселком, полем, Его соавторы — глухие лопухи, Татарник, порожняк от алкоголя, Закат, сельскохозяйственная ржа, Тригоринское облако... Споткнется О камушек зловредный, навернется, Но встанет, хвост строфы в руке держа. И видит, что у шаткого забора Ахматова в дыму от «Беломора»: — Вы что, не знали, из какого сора? — С недоброю улыбкой говорит. И взор ее презрением горит. * * * Вот суффиксы начищены до блеска, Разложены в порядке падежи. Напильник, метчик, шаберы, стамеска Готовы к делу. Сядь. Пиши. Но снег от взгляда твоего не тает, Огня не пляшет на бумаге язычок. Воробушек небесный не влетает Ни в рот, ни в нос, ни в ухо, ни в зрачок. У Музы загостил ее любовник — Халявщик и болтун — словарь Рифмовник. Натешились. Без ласки. Без души. Ой, лучше не садись! Ой, не пиши! Я СПИСОК КОРАБЛЕЙ... Весь список кораблей прочитан до конца, На каждую зашел крылатую триеру, Чтобы спросить у каждого гребца — Какого древнегреческого хера Ты движешься на вольный Илион Оставить там отрубленные члены? Заставить Менелаеву Елену В тоске покинуть сладкий свой полон? Никто не вспомнит твой отдельный страх, Под желтым небом стоя на котурнах, Лишь в урнах-амфорах, в строках чернофигурных Незрячий сохранит твой безымянный прах. * * * Сельскокохозяйственная техника Среди полей, среди лесов, Давай-ка ухни-ка да эхни-ка В сто миллионов голосов. Там, за Мартышкино, за Стрельною, Артиллерийский долгий вой. Часы рассветные, расстрельные, В хороших валенках конвой. Обувка с плотной обсоюзкою, Небось, вода не повредит. Один глядит глазами узкими, Другой лежит и не глядит. Не слышит. Езжено здесь, хожено. Белы снега, черны грачи. Убитым слышать не положено, Хоть вся вселенная кричи. БУДТО БЫ СТАНСЫ Февраль — мы написали. Что в уме? Два зимних мерина, два серые савраски В бесцветной протащились связке, Не причислять же серое к окраске, Все это жесткое, все это макраме, По домоводству сданное зиме, Не годное ни к ласке, ни к огласке. А есть слова, вот «брют», а вот «крюшон». Есть стойка в неком темноватом баре. «Да можно и без айса. Чай, не баре». Мы остановим взгляд на этой паре. — Вы не передадите? Данке шон. Вдвоем им, сразу видно, хорошо. Он парень. И она, глядите, парень! Присел поэт с мешочком запятых, На три взял нефильтрованного пива. Мимо окна проехала Годива — Легенда тем прекрасна, что правдива, — За ней супруг и двое понятых. «Трах!» выиграл в железку у «Бултых». Попробуй привередам угоди вам. Попробуй правоведам объясни, Что сходства есть в Коране и Талмуде, Что без муде не говорят об уде, Что выплывают расписные груди... Постой. Вспотел. Я говорю — плесни. Я не пишу. Последний год я сни... Фу, крепкая. Снимаюсь в Голливуде. Мы оторва´лись. Мы оторвали´сь. Мы оттопырились с тобой по полной. Рассыпалась прическа по попоне, Когда ты это делаешь с поповной, То за шиньон не вздумай, не берись. Мгновение, ты где? Остановись. Разбить часы приятно. Был бы повод. ОТВАЛЬНАЯ Как на срочную службу, в стихи собирались слова, Попрощаться пришли все родные однокоренные, Кто со шрамом косым, с костылями иные, Эти двое, гляди, вовсе ходят едва. Накрывали без скатерти стол посредине двора, Кто-то суффикс принес, кто-то целую россыпь приставок, И трещали сиденья соседских одолженных лавок, И влюбленная пара ушла, не дождавшись утра. Утро все же пришло.Самогона хватило тють в тють. Без ножей обошлось, даже без разговоров кулачных. Правда, дурень пытался поднять «За здр... новобрачных!» Но ему объяснили, что лучше пойти и уснуть. У крыльца привалилось курить призывное словцо, Некрасивое, жалкое, в малом предутреннем свете. И все сделали вид, что никто не заметил, Как горючие слезы ему заливали лицо. УТРО Вроде никакой беды. За окошком прояснилось. На подушке слез следы. Жизнь приснилась.
|
|