|
ГОЛОСА №2, 2017
Вадим Муратханов
ПРОЯВЛЕНИЕ
* Никого из родных не застигнет фотограф врасплох: за игрой в шахматы, прополкой грядок, ездой на велосипеде. Все пристально глядят в объектив, насторожившись, надев приветливые улыбки, охраняя от незваных гостей хрупкое равновесие своего черно-белого времени. Зрение обращается в слух...
* «Нет уж, милый мой, теперь живи с ней, никто тебя не неволил». Дядя Леша остается с женой-китаянкой на всю свою долгую жизнь. «Выбирай себе женщину с узкими бедрами, — наставляет племянника, — такую, как у меня». И улыбается прошлому, опираясь на палку. * Свет. Черно-белая вода. Лицо, пока еще не в фазе старенья. Бледный карандаш проводит родственные связи. Смеется молодой отец, желтеющий с собой в разлуке и забывающий о тех, на чьих плечах он держит руки. * ...этот черный загар негатива на щеках голодных студентов. Пайка хлеба, стакан кипятка. Дедушка, кто это рядом с тобой на надорванной сепии — в клетчатой кепке и парусиновых брюках? Ломкая на сгибах бумага долговечней любви и дружбы. * «Ну и где же твой долгогривый, в расход еще не пустили?» Крестик не носит, рвется в комсомол, долго рыдала в прихожей. «Пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку...» Доня, доня, где искать тебя, на каком развороте, в каком слежавшемся ворохе? Бродит бородатый отец, стучится в случайные снимки, хочет благословить дочь на веселую страшную жизнь. Но надежны границы кадра, танки быстры, и враг не пройдет. * Вот они — совершенные, прекрасные тетя Нина, тетя Женя, дядя Гена под солнцем неувядаемой молодости. Кто же посмел пририсовать им, безупречным, отечные ноги, шишки на пальцах, впалые небритые щеки? Кто без спросу склонился однажды с химическим карандашом над этим предвечным миром? * «Бабушка, чья рука на твоем плече?» — «Муж Оксанин. Гадкий был, приставал...» Аккуратные ножницы отправляют безликого в небытие. 59 лет тянутся для него нескончаемым кошмаром. Шарит впотьмах, верх и низ перепутав, ищет плечо на холодную ощупь, режет ладонь о края ломкой бумаги... * Застыньте перед камерой на три секунды — станете как боги. Познаете: мир прост и черно-бел. Ни складок, ни морщин не знает тело. Ветвящийся орнамент целлюлита навеки стерт. Лишь блики на воде и пики гор над облачной грядой, на заднем плане. * Никогда не снимай во сне: эти серые фото не лягут в альбом и ничей не обрадуют взгляд. Проявляешь картинку — на ней никого. Куда ж подевались они — дядя Сережа, Максим, Шурик, размахивающий пластмассовым пистолетом? Только ровно шумят черно-белые тополя у пустынного перекрестка, где едва различим силуэт водителя за рулем горбатого «запорожца». * Ремень и портупея перечеркивают молодцеватую фигуру. «Фуражку чуть выше, пожалуйста». Немигающий взгляд из-под козырька. «Сколько я должен за снимок?» Нет-нет, не здесь, не сейчас. На сопках Маньчжурии, на дальнем пограничье, где воздух железным пунктиром прошит и земля солона на губах — там и расплатитесь. * Снова открыто окно во двор снесенного дома. Вот они выходят одна за другим, занимают места на дорожке, где с неба свисает беременная ветвь абрикоса. Тетя Ася, дядя Яша, тетя Вера и с ними другие, кого не помню, не знаю. Все тесней и многолюдней во дворе, а гости прибывают, глядят в объектив в ожидании птички.
* Я не вижу, что вдалеке. Я кусок своего времени. Мне сподручнее налегке, привычней без роду и племени. Библиотека моя — электронная книжка, и в айфоне мой фотоальбом. Все труднее ушедших удерживать за руки с каждым днем. * Только бы не таскать из XX-го в XXI-й пыльные талмуды с вываливающимися на ходу пожелтевшими карточками... Все меньше за душой этих молодых неподвижных лиц. Мне уже не развесить их плодами на древе, не справиться с оцифровкой. Не угнаться за черно-белой жизнью, текущей со скоростью 24 кадра в десятилетие. Но что-то мешает щелкнуть затвором и выпустить навсегда беспокойную птичку памяти.
|
|