ПАНТЕОН №3, 1995
Маргарита Ивенсен
«ТЫ В КОМНАТУ ВОЙДЕШЬ, МЕНЯ НЕ БУДЕТ...»
Маргарита Ивенсен (1903—1977), моя мать, была известна как детский поэт, автор стихов, песен и радиопередач.
Мало кто знал, что она писала не только детские стихи. Человек замкнутый и требовательный к себе, она не стремилась открывать душу и тем более публиковать написанное. Даже читать свои стихи друзьям и коллегам, как это обычно принято у поэтов, было ей несвойственно.
Незадолго до смерти просматривая свой архив, она беспощадно уничтожила почти все стихи.
Мы с сестрой собрали уцелевшее. Имеем ли мы право это печатать — было для нас предметом многолетних сомнений. Но прошло слишком много времени, и мы все-таки решились на публикацию.
Боясь своей дочерней пристрастности, обратились мы к Иосифу Бродскому, чье мнение для нас было решающим еще и потому, что Маргарита Ивенсен чрезвычайно высоко его ценила.
Все, что нам удалось собрать из стихов, включая неоконченные отрывки, мы послали Бродскому вместе с фотографией мамы.
В своем ответном письме ко мне Иосиф Бродский пишет: «...Среди стихов Вашей покойной матушки есть несколько стихотворений совершенно замечательных». И далее: «...Трудно предположить, что человек с таким качеством стиха действительно мог уничтожить свои произведения (наверное, не все написанное ею было «в столе». С кем-то она должна была этим делиться)...» Иосиф Бродский советовал мне поискать мамины стихи за пределами дома.
«...Поверьте мне, именно уважение к автору «Вступления», к человеку, написавшему:
Ты в комнату войдешь — меня не будет. Я буду в том, что комната пуста...
к женщине с совершенно замечательным лицом, именно уважение диктует мне эти соображения». Так Иосиф Бродский оканчивает свое письмо. Увы, к сожалению, ничего больше найти не удалось. Часть стихов я решаюсь опубликовать.
Агда Шор
МАРГАРИТА ИВЕНСЕН
• • •
Люблю заглядывать тайком в чужие окна Для этого нужны: закатный луч, Весна, Арбат и твердое сознанье, Что в душу собственную лучше не смотреть.
Брожу тогда по старым переулкам, (Где в желобах — бескровный одуванчик) И взглядом ненасытным обиваю Доступных подоконников пороги.
На них такие умные предметы, (Почти не измененные в веках), Как будто в сумерках на тихую картину Голландской школы смотришь в Эрмитаже:
Копилка глиняная. Высохшая верба (А прутики с налетом голубым Напоминают палочки ванили В стеклянной банке с пробкою притертой),
Грибок для штопки. С крышкою граненой Чернильница. Котенок на тетради (Прикрывший хвостиком таблицу умноженья) И бритвенный прибор холостяка.
И долго я смотрю на трупик мыла В жестянке из-под звонких леденцов, На кисть, уставшую касаться подбородка, И на стальную бритву... 1930—35
• • •
Я рада осени, тому, что дни короче, Что слаще яблоки, что скошена трава, Что даже самые холодные слова Теплеют в сумраке дождливой, долгой ночи.
• • •
...Вести подсчет своим потерям Под известковым завитком... Улиткой медленной и серой Вползает осень в тихий дом...
• • •
Припасть к столу, как припадают к праху, И, вороша горячую золу И облачившись в смертную рубаху, Припасть к столу. К рабочему столу. 1973
• • •
О летняя тоска воскресных вечеров в предместьях города! Багровых на закате фабричных труб тоска. Тоска его акаций и в цвет заката — розовых коров.
Безрадостная скука пустырей, в кустах репейника и пепельной полыни, отхожих мест зловонное унынье, щелястые хибарки без дверей. 1935
• • •
Плетень опутан сплетней повилики, И от соседа узнает сосед, Что в том саду зацвел шиповник дикий, А в этом расцветает бересклет.
• • •
Что, воробышек, что, нахохленный? Уж не тебя ли я крошками потчевала? Вот и кончились мои похороны. Земля — наизнанку. Все кончено. Есть мне теперь, где приютиться, Все мне теперь навеки простится, К мертвым сердце у всех отходчиво. Только земля слухом полнится: «Кто в могиле, — покойник? покойница?» «Кто его знает! — Был человек» Все покрывает земля да снег.
• • •
Ты в комнату войдешь, — меня не будет. Я буду в том, что комната пуста, Что зов твой — самый добрый, самый нежный, Останется впервые без ответа: Заговорит с тобою немота. Но как лады поломанной свирели Все пробует рука, с надеждой тщетной Услышать строй навек умолкшей песни, — Так снова позовешь ты. Но в ответ — Молчанье. Вслух, быть может, вымолвишь: «Проклятье!» И на это не отвечу. Заплачешь ты, а я... не подойду. Впервые... И тогда, Тогда лишь ты поверишь, Что нет меня, что нет меня навеки, — Что нет меня навеки на земле. 1970
|