ОЙКУМЕНА №3, 1996
Марина Бирюкова, Дмитрий Казарин, Елена Фанайлова, Владимир Пучков, Сергей Пахомов, Ольга Маркова, Олег Дозморов, Наталья Смирнова, Николай Морозов
ДРУГАЯ ПОЭЗИЯ
Быть может, самый большой ущерб, нанесенный культуре нашей в коммунистические годы, заключался в разрушении ее провинциальной жизни. Что ни говори, в начале века почти во всяком уважающем себя городе был и свой литературный салон, и своя частная галерея, и свой меценат, под чьей ненадежной сенью все ж худо-бедно произрастали местные художники и поэты — чтобы, набравшись почвенной славы, отважно ринуться на завоевание столиц. О партийных меценатах советского времени говорить смешно. За редким исключением, наместничество осознавалось либо опалой, либо трамплином все к тем же столичным кабинетам. Тут не до местных забав. И что бы ни писали нынче о развале литературного процесса, в масштабах страны он только теперь начал возвращаться к человеческим формам. По крайней мере — в поэзии. Проводятся, с большим или меньшим размахом, поэтические фестивали в Костроме, Самаре, Коврове, в Сибири и на Дальнем Востоке. Как грибы растет газетная по облику, но журнальная по духу провинциальная литературная периодика. Ей, быть может, уготована роль, сопоставимая с той, что полтора-два века назад сыграли в русской словесности «толстые» журналы — формирование того неизбежно тонкого слоя, который именуется «читающей публикой» и вне которого литература отмирает. При всем том, нестоличная поэзия для столичной (а уж тут никуда не деться — окончательную пробу в искусстве от века ставят столицы) в значительной мере остается сфинксом. И во встрече этих двух поэзий, быть может, и заключался единственный смысл проходившего минувшей зимой в Ярославле всероссийского совещания молодых писателей. «Молодых» — условно, точнее — малоизвестных. В том числе, известности не заслуживающих: по обыкновению, добрую половину приехавших составляли вполне безнадежные любители. Но не о них речь. Плодоносящая в провинции поэзия довольно явственно разделилась на две ветви. Одна тяготеет к отчаянному авангарду, успешно наступая на пятки столичным законодателям прогресса. Другая, шире представленная, как бы вообще не заметила исканий последней половины века и пытается пройти этот путь заново — то впадая в грех наивности, то достигая чистоты наива. Во всяком случае, и те и другие удачами своими отличаются от удач московских и петербургских «молодых». В провинциальных стихах подкупает органичность происхождения. В них больше собственного достоинства и независимости от навязываемой эстетики. Хотя было бы ханжеством не признать, что в целом мастерства — меньше. Последний пробел вряд ли мыслимо восполнить двумя днями литучебы, в которую, по сути, вылилось ярославское совещание. На будущее, может, стоит последовать предложению О.Чухонцева — заменить традиционные «семинары» открытыми дискуссиями на заранее выбранные темы. Можно предположить, что в провинции имеются не только своеобразные стихи, но и своеобразные суждения. А. А. МАРИНА БИРЮКОВА ЩЕГОЛ И чешуей берез, и ветхою соломой шуршало слово «всё». И голос незнакомый мне говорил, что я — не человек. Щегол. Крутя башкой, коза вышатывала кол из жестяной травы, из почвы муравьиной, и ветер приходил. И лист сухой лавиной сходил и обнажал скопления стволов, сплетения ветвей и веточек суставы... Легчайшее из всех чуть золотистых слов проваливалось вслух в коричневые травы. Я слышал слово «всё», но через два часа оно последний раз листком прошелестело, и бессловесный гул прозрачные леса собою затопил до синего предела. Торжественный щегол на фоне синевы. И черная стена мороженой травы. И белая коза. Ее ведут в село. Уже почти зима... Уже белым-бело. И солнце как щегол. Черны и немы знаки меж лесом и селом: деревья и собаки. Саратов ДМИТРИЙ КАЗАРИН
КРУЧИНА Пять лет, как умер дед. На годовщину здесь собрались его друзья. Мужчины. На стол поставили портрет. И затянули песню про кручину, которую любил мой дед. • • • Р.Ш. Проходила ночью Смерть по моей избе. Я проснулся посмотреть: «Кто там? Что тебе?». Заглянула мне в глаза и сказала: «Мить, затупилася коса. Надо б починить». Вот стою, наждак кручу. Смерть расселась в кресле. Всю косу на нет сточу, не порежусь если. Астрахань ЕЛЕНА ФАНАЙЛОВА • • • Овидий разгребает снег в саду. Весло, как деревянная лопатка. Он вспоминает, к своему стыду, Себя во время нервного припадка, Что давеча случился с ним в покое: Конвульсии там, пена, все такое. Он делает наклоны, как гребец, Играя мускулами, загорелым торсом, И на лице его горит рубец, Оставленный лукавым царедворцем (Проклятый уязвленный жеребец!) Уже он статуя в саду метаморфоз. Как леденцы, блестят осколки черных мидий. В Европу темную увозит тепловоз Тепло, но остающийся Овидий Выходит в гибельную оттепель, в мороз. Летают бабочки, как искры папирос, В его оранжерее, радужке, ириде. Воронеж ВЛАДИМИР ПУЧКОВ • • • Как настали холода, Не успели глянуть даже! Стала каменной вода В складках лунного пейзажа. Где причмокивала грязь И прокручивали шины, Ходит ворон, черный князь, По комкам замерзшей глины, Воду твердую клюет Ничего не понимая... А над ним зима поет Страшно, как глухонемая. Владимир СЕРГЕЙ ПАХОМОВ
КИНЕМАТОГРАФ Я эмигрировал. И вот За мной приходит пароход. На пароход семьей сажусь, И пароход плывет на Русь. Моя жена черна, как ночь. Еще чернее ночи — дочь. Итог смешенья разных рас — Зеленый пароход. Контраст. Вот Русь вздымает терема. Рукопожатья. В синема Мы приезжаем на авто. Идет кино. Обрыв. Повтор. Моя жена бела, и дочь Белей жены. Я сам как ночь. Нас доставляет пароход Назад в Америку. И вот Идет кино. Обрыва нет. Экран отслаивает свет. На гребне черно-белых вод Встает зеленый пароход. Он выбивается из сил, Но движет в сторону Руси. Жена — моя, и дочь — моя, Мужчина в шляпе — это я. Я раскрываю белый зонт И замыкаю горизонт В сплошное черное пятно. Обрыв. Повтор. Идет кино: Какой-то белый эмигрант, По виду щеголь, даже франт, Плывет в сопровожденье дам К американским берегам... Санкт-Петербург ОЛЬГА МАРКОВА
• • • Из темной комнаты старуха Ведром вычерпывает сумерки, Выплескивает из окна Во двор, Где дети — злые крохи, Резвятся, индо скоморохи, Когда является она. Жутки безумия повадки, Окно в стене старинной кладки Чернеет стынущим зрачком. Всего мгновенье сотрясает Ведром старуха. И, босая, опять скрывается в проем. Какое было ей виденье? Спасается от наводненья? Желает вычерпать до дна Всю муть, дрожащую на стенах? Или играет исступленно Роль Таракановой она? Все глуше сумерки, Все тише Проклятья рвутся из-под крыши, С землей сливается окно. Старуха стонет в страшном мире, И тонет в собственной квартире, И погружается на дно. Астрахань ОЛЕГ ДОЗМОРОВ
• • • Зимой зимы немного, пока не снегопад, лишь стужа и тревога приходят наугад. Зимой зимы избыток и близится предел, когда дорожный свиток стирается в пробел, и в небесах невнятно, и кажется порой, что снег идет обратно, не принятый землей. Екатеринбург НАТАЛЬЯ СМИРНОВА
Из цикла «БОТАНИЧЕСКИЙ САД» Окна на зиму помою, шторы постираю. — Что ты плачешь за спиною, песенка чужая? Словно тоненькая пилка, вкрадчивое жало: — Положила я в посылку мед, табак и сало. Черемшу ему солила и сушила травы... — Нет, я, мертвая, носила по живому траур. Я не верила, что чудо совладает с ложью, — и вымаливать я буду наказанье Божье. Ярославль НИКОЛАЙ МОРОЗОВ
ПРИТЧА Одна забота У половщика: Была б работа, Гвозди и доска. Чтоб пол не гнулся. Чтоб не вылез гвоздь. Чтоб не запнулся В дом вошедший гость! Одна забота У гробовщика: Чтоб не дрожала К старости рука. Не вышел чтоб усопший Из могил, Чтобы во сне к нему Не приходил! Живут И половщик, И гробовщик. И каждый в своей мудрости Велик! • • • Освежила вода мудреца Смыла с мудрого Мудрость лица. Освежила вода подлеца: Смыла с подлого Подлость лица. Освежила вода простака — Не сменилось лицо Мужика!.. • • • На зеленой поляне Пасется коза. И висит на траве, словно серьги, Роса. А в росе отражается Бездна небес. Неужели коза Бездну съест? Приморский край
|