|
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ №3, 1999
Алексей Пурин
РИМСКИМ ЛЕТОМ
Новый свет
Князь Лев Сергеич Голицын шампанский завод в Крыму построил. Повеселиться царь приплывал к нему. На яхте. В крахмальном кителе. С супругою и детьми... Любящие родители С милыми дочерьми!..
Недалеко от Ливадии - что ж!.. И изо дня в день : о водах, о грязях, о радии курортная дребедень. И гребля. И чтенье Лейкина. Купальники. "Бим" и "Бом". И пойманная уклейка, трепещущая серебром...
Вот так же и мы с тобою, уткнувшись в мокрый журнал, огромное, голубое, бунтующее у скал не замечаем море. .. А уж скала не та, с которой в тютчевском споре не сделалось ни черта. . . . Какой-то то ли мох, то ли лишайник бежит с откоса, вставленный в ошейник борея, - к морю, вниз, к седым валам залива. Пароход пыхтит, как чайник, на горизонте - или как кофейник , в котором кофе с Крымом пополам.
Во мраке Карадаг на носорога похож. И щебетовская дорога извилистой желтеет полосой. Слепящим шаром ставшая, как Шива, пылит вдали, скользя, автомашина, отбрасывая в горы луч косой.
Мы выйдем к морю. Бархатная пена дробится о базальтовые стены - и отступает, шумно и легко. И ночь, тысячекрылая химера, твердит векам гекзаметры Гомера, а рифмы звезд гремят невысоко.
Цветет миндаль. Другого места в мире нельзя найти, где пристальней и шире бессмертная становится душа, - сквозной прохладой вечности объята, на ужас европейского заката глядит она, ясна и хороша. . . . Праздного лета дворы проходные и скверы, рыхлый сорбент отработанных крон и фасадов... Столь неподвижен под слоем морщинистой серы мир, что сгодятся слова "Глазунов" и "Асадов" для описанья идиллии в Невском районе: облые дети и стеганый дядя в халате... Вот оно, наше бессмертие, боже мой!.. Кто не очень доволен - спроси их: с какой это стати?
Что намечтали себе?.. Ну а, хоть меня режь, я пальцем не двину, попав в эту патоку, словно умерли или уехали на побережья Мертвого моря желания все поголовно... Всем подавай световые эффекты и страсти, гибель Помпеи и статуи в полупаденье, - я же согласен на липко-сиропное счастье, мне и такой идиотский июль - загляденье. . . . Сад пахнет марлей. След уже затерян лета. Возьми любой предмет - лишь отсвет, лишь примета.
И киноаппарат уместней был бы тут: как целлулоид, сад скользит, сквозит - везут
в нем сквозь бумажный снег немых героев льдин... Клыки сточивший век бледней любых Ундин!
Что горше - сбор, посев?.. Позор гниющих астр. Веслодержащих дев смертельный алебастр...
Где шершень, жук, оса? Пустые терны гнезд... Трамвай, закрыв глаза, Перелетает мост.
Вот выездной урок ботаники, мой друг: короче строчки срок, и энный Рим из рук
спешит - нельзя сберечь. И всё. И насовсем. И все... И только речь - неверный наш Эдем. . . . Как хорошо в грачином холоде андреебеловской Москвы - в распетушенности и молодости, так отрезвляющей умы,
за травянистый Новодевичий или на Чистые Пруды уйти - чтоб оценить Малевича аляповатые холсты.
Чтобы вдохнуть московский утренний морозный воздух молодой над отраженно-перламутровой речною-облачной водой.
Чтобы додуматься до истины, которой не было и нет - ни в птичьем посвисте и присвисте, ни в трепыхании планет.
Чтоб под деревьями пернатыми понять: все это - легкий грим, и только пляшущие атомы умело спрятаны под ним. Лето 1976 . . . Летящая архитектура времен диктатуры - дуги безумных арок, циклопические ворота. И тогда был балет в цене - напоминают фигуры балерин эти сверстницы чкаловского перелета.
С плоских крыш активисты разбрасывали листовки, на огромном балконе немел знаменитый поэт... Когда на гимнастерки интеллигенты сменили толстовки, стали легче предметы, постепенно сходя на нет.
О, янтарно-рубиновый воздух столетья! От крови все багрово в меркнущем ноябре... И, мерцая с экрана, пела Утесову и корове Орлова арийские арии... О добре
и зле от отцов наследуется ли понимание - или жизнь подобна щекочущему дождю?.. И уже, обезьянничая, Германия орала: "Слава вождю!"
Аркадия
Триумфальный словарь - тополя трехэтажные, арки... Аух ихь вар геборен на гребне Четвертого Рима - в парикмахерской, где после волжско-дунайской пропарки бреют Веспасиана, угрюмо на нас, нелюдимо, ненавистно глядящего... Вечнозеленого "Шипра" горький запах, козлиный напев - Ифигения, Федра... Где смывает "ура" уроженку ажурного Кипра - и Амуры нещедро проницают сердца... Где тяжелые плавают слепки бронзолиственной музыки - краснознаменной удавки... Где стоит футболист загипсованный - в майке и кепке, и казарменный шар - на подставке... Две пятерки срослись с единицей рублевой, с девяткой, и, к терновой пшенице, не знают, прижаться ли, к вербе царскосельской?.. Ах, Фридрих, и я из Аркадии - падкой рокотать в репродукторах рыком оваций: "Ихь штербе!" . . . Среди всеобщего безумия и романтического смрада душа, мучительная мумия, еще звучащим крохам рада.
Пусть нас обманут с воскресением, пусть жизнь - мишень в грошовом тире, но летом кажется спасением прохлада в блоковской квартире.
Сыграй-ка паиньку для папочки - заученную роль сынишки: надень концлагерные тапочки, взгляни на умершие книжки!
Все ритмы в этом доме пропиты, пропитаны все рифмы прахом... Что нам с тобой осталось - опыты соединенья "оха" с "ахом"?
Сличений знойное сокровище? (И я ль не знаю жадный жар его!) Но каждый новый Блок - чудовище, которое кошмарней старого.
Трамвай
Не трамвай - эрмитажный подвал: все пороки, весь пыл, все величье - вот Аврелия мудрый овал, вот Вителлия олово бычье, вот Бальбин Антиною орет, в спертом воздухе липкий, как тесто: "Что расселся, патлатый урод, уступи инвалидное место!" Соболезнуют шумно вокруг, как в античной трагедии, бабки. Роковые скрещения рук, сумки, сетки, портфели и папки...
Но уж если гроза за окном, смотрим в сумрак, притихшие - чт┬о там? Пахнет морем и прелым сукном, римским летом и воинским потом... Не вода ли, по стеклам слезясь, не внезапная ль искра озона проясняют незримую связь - вне любого земного резона? Несмотря на различие вер и на то, что тут каждый - антоним, мы прикованы к веслам галер - и все вместе, конечно, утонем. . . . Ну, выпей пива - полегчает, и мир покажется живым. Пусть Мойка лодочку качает проточным бризом дрожжевым.
Не хуже здесь, чем в Амстердаме. И даже лучше, может быть, - хоть акварель в гранитной раме все в море пробует уплыть.
Я, вместе с островом, отъеду... Что ж, жить - такая ж благодать, как вон тому велосипеду в след шины шиной попадать...
Пиши роман, торгуй водярой, люби сварливую жену... а я за мир, простой и старый, еще откупорю одну.
|
|