|
ГОЛОСА №3, 1999
Игорь Холин
Южное солнце
Солнце южное На цвет, Как ранет, Солнце южное На вкус, Как арбуз... Если я На гору встану, До него рукой Достану.
Краюшка кавказского сыра
Мы едем Из Гагры В Афон Электричкой Тоннели За нами Ведут Перекличку И Черное море Внизу Распростерто Ущелья Как щели И горы Как торты Плантации Чая Бамбука Инжира А в небе Краюшка Кавказского Сыра
Морская уха
Меднокожее Светило Воду В море Вскипятило Получилась Уха Из морского Петуха
Голубые стихи
Небо было Голубое Солнце Тоже голубое И машина Голубая Голубая Мостовая Голубая Трава Голубые Слова И улыбки Голубые И березки Голубые В голубой Глуби Голубые Голуби И от этой Голубели И стихи Поголубели
Река
У реки, У реки Голубели Кусты, По реке, По реке Проплывали Плоты, И сновали Суда И туда, И сюда. А за ними Баржа, Еле-еле Дыша. Убегала Река За леса, За леса, Утекала Река В небеса. В небеса.
Река теки
Я утром Встав Бегу К реке Кричу Река Реко Реке Река на это Мне В ответ Реку Рекет Понятен Мне Язык реки Река Реки Река Теки
Гром
Гром Рассек Небо Пополам Дым Затянул Голубой Шрам Дом Заговорил Языком Рам Ветер В окно Кулаком Бом Дзинь
Поэт Игорь Холин был одной из ключевых фигур литературного андеграунда 60 - 70-х годов, так называемой "лианозовской школы" (см., в частности, эссе Г.Маневич ("Человек из барака" в "Арионе" № 4/94) - и одним из самых ярких представителей нового поэтического авангарда.
Свою последнюю подборку он передал в редакцию минувшей зимой - как бы "детские" стихи, но сверкающие такой филигранной работой со словом, которая делает их стихами "для всех". Номер уже верстался, когда пришло известие о его кончине. Мы завершаем эту публикацию словом о поэте. Но уверены, что нынешняя встреча с его творчеством далеко не из последних: в архиве Игоря Холина еще множество ненапечатанных страниц...
НЕ УШЕЛ, А ПРИХОДИТ
Вместо слов "ушел от нас" хотелось бы начать: "Наконец-то приходит к нам поэт Игорь Холин". Почему "не пришел", а "приходит", потому что он - из будущего. И по мере того, как будет наступать оно, будет раскрываться нам Игорь Холин. В прошлом поэт был, как говорится, "не понят, не принят, не оценен по достоинству". Приходится повторять эти не самые оригинальные слова, потому что это чистая правда.
Холин жил один. Художник и должен быть один. У него был свой личный "монастырь". И дважды он уходил туда. В первый раз, когда при родах умерла любящая его женщина. Тогда он взял новорожденную дочь и затворился в келье - восемнадцать лет был ей отцом и матерью в одном лице. В одно прекрасное утро дома у меня раздался телефонный звонок. "Дочь окончила школу, и теперь я свободен", - произнес Игорь в трубку в своей лаконичной манере.
Во второй раз, за несколько лет до смерти, Холин почти перестал появляться в литературной среде. Общение становилось все более и более телефонным. "Сижу один. Читаю, пишу. Никуда не хочу выходить. Никого не хочу видеть. Мне хорошо". Подобные настроения, сопровождая болезнь, становились все более частыми.
Теперь он совсем затворился - от живых. Эти двери не открываются. Надеюсь, он нашел Там понимание и радость, встретил удивительное и много знакомых лиц: верю. Мы были свидетелями, как они исчезали - отсюда. Нам оставалось их творчество.
Искусство Игоря Холина ясно и реально. Факт самой жизни является предметом его поэзии. Современного человека показывает его ирония. И не всё прочли те, кто думает, что Холин - только "барачный" поэт. Книга в стихах "Жители барака" была естественным началом, сидетелем которого я был. Я еще дослуживал в армии на Урале в 1951 году. Как-то получил письмо от своего Учителя Евгения Леонидовича Кропивницкого: он писал, что познакомился с начинающим поэтом. Бывший военный, теперь бесконвойный заключенный, "самоохранник" (было такое при Сталине), стоя на вышке, стал сочинять стихи.
Когда я вернулся в Москву, Холин уже вышел из лагеря и - мы подружились мгновенно. Вскоре уже ходили по осенней Москве, по бульварам, засыпанным розовой листвой (тогда все ходили), и говорили, говорили, говорили. Мы решали насущный для нас вопрос: каким должно быть современное искусство. То, что было вокруг и в прошлом, нас не устраивало, кроме некоторых личностей вроде Катулла и нашего Учителя. Современное официальное искусство сплошь было фальшивым и несовременным. А кругом была жизнь, которая вопила, чтобы ее изобразили. Это толкало на радикальные действия. Мы сочиняли и искали других, похожих на нас .
Они искали нас тоже. Постепенно мы находили друг друга.
С тех пор прошла почти половина века. Поэтом Игорем Холиным написано много разных книг и циклов: "барачные" стихи, "космические" стихи, абстрактно-конкретные стихи, "сверхпоэзия" - концепт и коллаж, поэмы в стиле поп-арта, роман "Кошки-мышки", повести и несколько книг поздних коротких рассказов в стиле парадоксального примитивизма, очень похоже на народные сказки - но современные. Незадолго до смерти он написал цикл стихов в стиле дзен.
Примитивистом был и наш друг - великий полуслепой художник Володя Яковлев. Понять и принять такое захламленной полунищей России было не так-то просто. "Так я и сам могу нарисовать! Скорее дайте нам кудрявое рококо, дворцы неоклассицизма! Мы желаем видеть себя пресыщенными патрициями эпохи упадка Рима - и провозглашать с арены: Искусство умерло! Литература мертва!" Между тем вокруг все больше зданий, похожих на спичечные коробки, - этих осовремененных бараков. На человека наступает - активное, универсальное, массовое. Надо быть сильным и особенным, таким, каким был Игорь Холин, чтобы сохранить свою личность среди всей этой российской смуты и вакханалии старого и нового. Такова реальность. И мой друг Игорь Сергеевич Холин - великий певец всего этого.
Генрих Сапгир
|
|