|
ГОЛОСА №1, 1995
Александр Климов-Южин
*** С.Попову
Внепланово, с инсультом, по страховке, Хоть в памперсах, но мыслящий тростник, Мой добрый друг лежит на Пироговке И русский учит заново язык. Он здесь притормозил на автостопе, Как Гарпократ, беспомощен и нем, Но умственно в нем, как в калейдоскопе, — Ковер, чередование фонем. В палате день не скоро умирает, Уходят сестры белые, тихи, Всю ночь он трудно флексии склоняет И вспоминает Маршака стихи. Глаголы, существительные... тише (Молчит пресуществление времен), Все знающий, до срока позабывший, На всякий случай все же причащен, И этим успокоенный отчасти. Где, где его мучитель логопед! Уж он-то знает то, что у причастья В недавнем прошлом будущего нет. Вот стул, вот стол, коляска-колесница, Окно, рассвет и дальше за окном: Дорога, дом, деревья, ветка, птица, Больница, завтрак, крыша, небо, дом. Как просто все, но непроизносимо, В чернильницу погружено перо: Окно, рассвет — он пишет без нажима, А со стены глядит политбюро. Пройдет минуты две, и он очнется, И передернет буквы в кадыке: Как тесно слово в горле птахой бьется, Родная речь дрожит на языке. ДЕГА С сачком художник. Вы не знали? Он истый коллекционер. Как в классах бабочки взлетали Тревожные из-за портьер, Ловил, нанизывал пастелью На холст, боялся сбить пыльцу, Тон растушевывал фланелью; Как и положено ловцу, Он разделял их на подвиды — Танцовщиц милых в кабаре, И шли незримые флюиды От бабочки — Эллен Андре — Актрисы. Бабочкою редкой Считалась Эмма Добиньи, Весьма развязная гризетка. Но как кого ни помяни, Кто б помнил их в шелка одетых, Иль обнаженных донага, Не мающихся на диете, Летучих, если б не Дега? Когда продрогшая за дверцей Скрывалась юная мамзель, Он подавал ей полотенце, А не тащил ее в постель. Вуайерист, ценитель тонкий Нюансов тела, он постиг, Схватил, что век картины долгий, А наслажденье — только миг. Зато нетленно золотятся Пупырышки вокруг сосца, Округло контуры струятся — Все это времени пыльца. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Люблю его за легкость пачки, За дам с зонтами в Тюильри, За разворот с корзиной прачки, За свет неявный изнутри. За то, что буднично искусство, Как круассан с утра в кафе. Да, с кофе, но такое чувство, Что вышел явно подшофе. ПРЕВРАЩЕНИЕ На платформе, в морозный мартовский вечер, Встретил я бабочку размером с перчатку: Крылья, жалко закинутые за плечи, Напоминали в рваном мешке манатки Издалека. Подойдя к ней ближе, Я увидел ожеледь на жилковании, Задние крылья — в чешуе ледышек, Ужас, застывший в глазах, и страдание. Я к губам ее поднес на ладонях, Стан стеклянный в анабиозе был неподвижен, Я дышал на нее, так обморок в кронах Дышит на листья, капельки жижи Стекали в обшлаг. Тут она очнулась, Крыльями гибкими похорошела, Телом выздоровевшим шелохнулась И из рук моих улетела. Десять женщин ловили ее на платформе, Но от визга и криков она увернулась, Пальцев, хватающих небо, проворней. К ногам моим, как к защите, прильнула. До ладони руки, к моему изумленью, Начала расти, как с отскока мячик... И уже не бабочка, без сомнения — Супротив меня стоял мальчик. — Как зовут тебя, мальчик? — Мальчик. — Хочешь, мальчик, я дам тебе имя? Поезд вихрем мимо промчался на Нальчик, Электричка на Куровскую промчалась мимо. И уже вдали показался товарный, Только сумерек неосвещенных бледнее, Вниз шагнул под скорый мой мальчик странный, Но путеец с путей его спас быстрее. . . . . . . . . . . . . . Вот тебе — сын, дорогой путеец: Он будет играть на скрипке, как Ойстрах, Он будет умным, как Готфрид Лейбниц, Он будет иметь на Карибах остров. Машину водить, как Шумахер, будет, Как Пресли петь, танцевать буги-вуги; Всех женщин иметь, каких пожелает, И даже таких — каких не желает. Он будет уметь то, что я не умею, Он будет иметь то, что я не имею, И даже подумать о том не смею. Ибо это не просто мальчик — Это мечты мои, и образчик Вся и всего, что ни есть на свете (В мечтах же своих мы совсем как дети). С китайцем — китаец, а с немцем — немец Он будет, он станет мечтой о чуде. Но обещай мне, старый путеец, Стихов он слагать никогда не будет.
|
|