Арион - журнал поэзии
Арион - журнал поэзии
О журнале

События

Редакция

Попечители

Свежий номер
 
БИБЛИОТЕКА НАШИ АВТОРЫ ФОТОГАЛЕРЕЯ ПОДПИСКА КАРТА САЙТА КОНТАКТЫ


Последнее обновление: №1, 2019 г.

Библиотека, журналы ( книги )  ( журналы )

АРХИВ:  Год 

  № 

ГОЛОСА
№3, 1997

Александр Петров-Пасмур

ПТИЦЫ ПАМЯТИ
Преображая мир, художник побеждает мрак, даже если тьма мира сего и сокрушает его душу. Александр Сергеевич Петров-Пасмур (этим псевдонимом, фамилией жены, он подписывал свои работы после 1975 г.) - художник не только по профессии: ученик Кибрика, он закончил Суриковский институт в 1961 г., - из каждой строки стихов Петрова-Пасмура кричит художник.

Сказано: "Сыновья мира сего мудрее сынов света в роде своем". Немудрый сын света, Александр Петров совершал чудовищные поступки: публично, на партийном собрании, отказался от партийного билета, и случилось это не в 90-е гг., когда подобные жесты вошли в моду, а в начале 60-х. Последствия? Нетрудно догадаться: обыски, безработица (т.е. отсутствие заказов), а после и вовсе - тюрьма (был осужден в 1974 г. по уголовной статье, но в деле и на процессе почему-то фигурировали стихи), психушки, где "сынове мира сего" продемонстрировали ему силу психотропных средств.

А он писал стихи "не от мира сего":

Мир пресыщенникуда не деться
от встречслучайныхпоцелуев в сердце
от птиц случайных никуда не деться
как под дождем ходить
и в лужи не смотреться

Стихи его не просто насыщены яркими, зримыми образами - поэту удается выявить необычное в обыденном и передать это простыми, порой скупыми языковыми средствами.

Твои губы
розовые лепестки
прилетевшие на огонь.

В 1975 г. он вышел на свободу и вернулся в Ярославль. В том же году женился - вторично (первая жена развелась с ним, когда он был в тюрьме). С этого времени начал подписывать свои картины фамилией Пасмур. После работы его нередко поджидала машина "Скорой помощи", в которой "сердобольные врачеватели душ" наставляли заблудшую овцу на истинный путь. Повторяющийся в его стихах образ "убитой птицы, что билась в клетке из ребер" - не просто метафора: ребра ему ломали много раз:

Я спал а в клетке из ребер
билась белая птица
губами холодными ведьмы
мне высосали глаза
и в грудь через рот и глазницы
залезли кривыми руками
убили белую птицу
что билась в клетке из ребер.

Птицы, деревья - повторяющиеся, хотя и изменяющиеся мотивы-образы. Убитая птица - сердце, которое оживает, покрывается перьями и, как душа, улетает во вселенную после физической смерти. Если более ранние стихи ПетроваґПасмура можно, условно говоря, назвать импрессионистичными, другие же как бы полны светлого сюрреализма, который подчеркивает не уродство, а необычность бытия, то более поздние (а в этой подборке представлены стихи 1977 г.) словно навеяны полотнами Босха и Брейгеля. Сердце, как насекомое, попавшее в паутину; пуговицы, нашитые на глаза; ощипанные, убитые, растерзанные птицы; глаза - "кривые от боли зеркала", в которых, "как ведьмы, пляшут души" - образы, явившиеся из истерзанного сознания, и больной, но не сломленной души.

В 1977 г. Петровы-Пасмуры отказались от советского гражданства и отослали в Верховный Совет свои паспорта с письмом, в котором Петров писал, что ему стыдно быть русским и он предпочитает называть себя евреем, а от гражданства и даже фамилии своей отказывается. (Пасмур - немецкая фамилия. "Еврейским" было, очевидно, осознание себя изгоями.) К тому времени они уже были знакомы с Сахаровым, Габовичем и другими правозащитниками, сами подписывали петиции и письма протеста. Еще несколько лет борьбы, и их "выпустили". Новый 1980-й год встречали в Вене...

Пребывание в психушках, однако, не проходит даром: парализованный и впавший в беспамятство Александр Сергеевич Петров, родившийся в 1924 г. в России, доживает свой век в нью-джерсийском приюте для престарелых... Он не помнит о том, что он художник и поэт, не узнает своих картин и стихов, но стихи и картины помнят своего создателя.

Нью-Йорк

Александр Петров-Пасмур

. . .
Во мне
как в дуплистом дереве
птицы
свили слова
голубое гнездо.


. . .
Закажу портному фрак
черный фрак
из толстой ткани
и скажу чтоб на спине
сделал выточки
для крыльев.

. . .
В какой-то грязной пивной
мою душу - сухую рыбину
мужики разделили между собой
а объедки выкинули на улицу
а объедки
растащили серые птицы
по всем чердакам
Вселенной.

. . .
Под отраженье луны
как под отравленного карася
я подводил сачок
а кому-то казалось
что я просто-напросто
ловил водяных клопов
потому что закон
отражения света
только для лужицы
для меня и луны.

. . .
Смейся кури и пой
губы мои срослись
руки окостенели
лей на меня вино
губы мои срослись
руки окостенели
и из груди моей
выпусти белую птицу
губы мои срослись
только ее не лови
жить в твоей клетке не будет
руки окостенели

. . .
Мой домукрытье
от бесконечных дождей и ветров
голуби
сидящие на подоконниках
в доме моем
читают молитвы
будет благословен тот
кто войдет в мой дом
будет блажен каждый
кто его покинет
мой дом с молящимися голубями
открыт всегда открыт
для каждого

. . .
Каким-то улыбающимся мальчикам
игравшим
в домино или в лото
грудь распахнув как зимнее пальто
я показал на сердце
синюю болячку.

Публикация Я.Пробштейна


  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 >>
   ISSN 1605-7333 © НП «Арион» 2001-2007
   Дизайн «Интернет Фабрика», разработка Com2b