|
ГОЛОСА №1, 1997
Анатолий Найман
ТОСТ
И за тебя я пью. Анна Ахматова
Я пью за милый край — но не за то, что в нем любил, не за вдали, как у Моне, желтеющий люпин, и, вообще, не за поля и снег, и вены льда вдоль рек — земля везде земля, вода везде вода.
И, вообще, не за ландшафт вдали, в окне, в душе — в ландшафте слишком много правд, чтобы не стать клише.
И даже на за блеск Рождеств и звон и ладан Пасх — небось, на свете столько мест, Господних столько ласк.
Тем более, почти уж нет того, что я любил. Я пью за милый край — за свет, в котором стал он мил, за луч, поток корпускул, за то, почему, слепя, все видеть он учил глаза и начал, край, с тебя.
Но, главное, за воздух, им пронизанный насквозь, за тот, вдохнуть с которым дым отечества пришлось, припавший к рекам и леску, снегам и стае птиц, как к неподвижному лицу еще горячий гипс.
За воздуха незримый хлеб — из форточки струю — который я гортанью ем, голодным ртом жую, дыша которым, клокоча, звуча, — тебя, увал земли, которая ничья, я милым называл.
РИВЕРСАЙДСКОЕ КЛАДБИЩЕ
Здесь улеглись под базальтовый берег жадной реки, осадившей аптаун, восьмидесьти трех Мария Ривера и девятнадцати Ричард Браун,
а между ними, с верой, что дамба остров не выдаст, — тот, кого замер в ржанье пружин спондея и ямба горн на сигнале «слушай, гекзаметр!».
Мрамором дело закрыто. Но дельце пунктом негласным ждет в договоре: вывести пульс рыболова-индейца гротом строки в одиссеево море.
Слушай, гекзаметр! Стройся в когорту царских тетив мусикийского лада! Шагом походным, к порту, поротно — марш! Их гекзаметр слушай, Эллада, —
стоп их, обутых в кожу бизона, шаг подчинивших отроку ростом с дудочку, с лютню, с лук Аполлона в час, как пришел умирать он на остров.
Смерть — средиземное море; могила — Остров. Баркасов, не то сараев кости поют увертюру гимна небу и суше: слушай, Израиль!
Слушайте все — этот звяк, этот шорох, из языка эту в гул переброску корпуса, вмявшего в лиственный порох рдеющую дирижерскую розгу.
ЧЕРВЬ
Ты чей портрет рисуешь, червь, скользя по слякоти на чреве? Лица в нем нет, есть сумма черт всего, чья плоть — земля и черви.
Уж не Вселенной ли самой с луной, покрытой нежной слизью, червь! — до которой по прямой на глаз три пяди — только высью,
а ты — внизу. Но что есть высь? Помпейской чашки рыхлый кобальт, откуда вдоволь напились зрачки чернил, а он все копит,
и в то же время жирный прах голубку поглощает сизу с зерном руды на коготках — как это видит зренье снизу.
Овраг, овраг переползти, с холма на холм, ну пусть овражек, след оставляя по пути, след сжатий, судорог, растяжек,
жизнь растворяя и творя на земляном ее отрезке, червь, не ленись — чтоб штрих червя проволочить по влажной фреске! Рим
|
|