АННАЛЫ №3, 2014
Михаил Зенкевич
ЕЩЕ ОДНО СТИХОТВОРЕНИЕ
Наш развернутый очерк поэтической судьбы «четвертого акмеиста» Михаила Зенкевича (1886—1973) появился в новорожденном «Арионе» двадцать лет назад*. Последовавшие затем поиски и открытия утвердили исходный посыл: этот поэт не раз жертвовал «дарами свободы» ради глубинной жизни слова и не вел счет написанному внушительными числами. Под его именем выходили скромные сборнички и в четырнадцать, и даже в десять текстов. Однажды, в «оттепельный» год, был одиночно представлен в журнале, покорив сразу же множество ценителей — от Евгения Евтушенко до Георгия Товстоногова, его «Найденыш» (приветственный отклик «Литературной газеты» назывался именно так: «Одно стихотворение»). Рукопись «Уличных книг» — архивная находка недавних месяцев. Военный, московский и чистопольский, свод стихов Зенкевича равномерно крепок; его строфы взведены напряжением отчаяния к возможному в тех условиях выразительному пределу. Есть в этом ряду и несколько верлибров. Форму эту автор от случая к случаю практиковал с 1918-го, вдобавок вскоре дал теоретическое обоснование собственноголовно выпестованному «прозостиху»**. Пожалуй, «Уличные книги» далеко отстоят от своих редких предшественников, как и от безрифменных переводов предвоенной антологии Зенкевича «Поэты Америки. XX век» (в заслугу которой, кстати, Борис Слуцкий ставил «возрождение в нашей поэзии интереса к свободному стиху»***). В рисунке ритма здесь — слабый отсвет хрестоматийного блоковского «Когда вы стоите на моем пути...» Что же касается содержания, то поэт всецело шел «от себя»: он и был тем самым «заядлым» книгочеем, числясь среди постоянных посетителей открытой в 1932 году Лавки писателей****, а события лета 1941-го виделись ему катастрофическим апофеозом обрушения России в течение четверти века. Поверх траурно-ностальгического офорта проступает документальный снимок оцепенелой советской столицы первых недель нацистского натиска. Только ли падение одних лишь уязвимых плодов вольной человеческой мысли подчеркивал собой введенный в заглавие неприхотливый эпитет?.. Сергей Зенкевич Прямо на улице на столиках в развале Продаются самые редкие книги. Теперь в магазине их никто не покупает, И книги покинули пыльные полки И витрины, заваленные мешками с песком, И на улице взывают к случайным прохожим, Безмолвным криком своих заглавий Предлагаясь всем продаться со скидкой По самой умеренной расценке, Дешевле сахара, муки и масла. Но все, не глядя, проходят мимо. Лишь изредка заядлый любитель Остановится и посмотрит на книги, Выберет одну и подержит в руках, Перелистает, как будто любуя, Справится о цене и положит обратно. Не дорого... нет... Но опасно и глупо Захламливать свое неверное жилище Излишним горючим материалом Для сбрасываемых зажигательных бомб. 10 августа 1941 Подготовка текста и публикация С.Зенкевича __________________________________________________________________________________________ * С.Зенкевич. «Мечта поэта неосуществима...» О литературной репутации М.Зенкевича. — «Арион» № 2/1994. ** Его главное сочинение прозостихом — трагорельеф «Альтиметр» (1919—1921), опубликованный целиком лишь сравнительно недавно (см.: В.Я.Брюсов и русский модернизм. М., 2004). *** Б.Слуцкий. Личная антология Михаила Зенкевича. — «Иностранная литература» № 11/1971. **** См.: А.Крупнов. В книжной лавке писателей. — «Литературная газета» № 34/1939 (20 июня).
|