Арион - журнал поэзии
Арион - журнал поэзии
О журнале

События

Редакция

Попечители

Свежий номер
 
БИБЛИОТЕКА НАШИ АВТОРЫ ФОТОГАЛЕРЕЯ ПОДПИСКА КАРТА САЙТА КОНТАКТЫ


Последнее обновление: №1, 2019 г.

Библиотека, журналы ( книги )  ( журналы )

АРХИВ:  Год 

  № 

АННАЛЫ
№3, 2014

Михаил Зенкевич



ЕЩЕ ОДНО СТИХОТВОРЕНИЕ

Наш развернутый очерк поэтической судьбы «четвертого акмеиста»  Михаила Зенкевича (1886—1973) появился в новорожденном «Арионе» двадцать лет назад*. Последовавшие затем поиски и открытия утвердили исходный посыл: этот поэт не раз жертвовал «дарами свободы» ради глубинной жизни слова и не вел счет написанному внушительными числами. Под его именем выходили скромные сборнички и в четырнадцать, и даже в десять текстов. Однажды, в «оттепельный» год, был одиночно представлен в журнале, покорив сразу же множество ценителей — от Евгения Евтушенко до Георгия Товстоногова, его «Найденыш» (приветственный отклик «Литературной газеты» назывался именно так: «Одно стихотворение»).

Рукопись «Уличных книг» — архивная находка недавних месяцев. Военный, московский и чистопольский, свод стихов Зенкевича равномерно крепок; его строфы взведены напряжением отчаяния к возможному в тех условиях выразительному пределу. Есть в этом ряду и несколько верлибров. Форму эту автор от случая к случаю практиковал с 1918-го, вдобавок вскоре дал теоретическое обоснование собственноголовно выпестованному «прозостиху»**. Пожалуй, «Уличные книги» далеко отстоят от своих редких предшественников, как и от безрифменных переводов предвоенной антологии Зенкевича «Поэты Америки. XX век» (в заслугу которой, кстати, Борис Слуцкий ставил «возрождение в нашей поэзии интереса к свободному стиху»***). В рисунке ритма здесь — слабый отсвет хрестоматийного блоковского «Когда вы стоите на моем пути...» Что же касается содержания, то поэт всецело шел «от себя»: он и был тем самым «заядлым» книгочеем, числясь среди постоянных посетителей открытой в 1932 году Лавки писателей****, а события лета 1941-го виделись ему катастрофическим апофеозом обрушения России в течение четверти века.

Поверх траурно-ностальгического офорта проступает документальный снимок оцепенелой советской столицы первых недель нацистского натиска. Только ли падение одних лишь уязвимых плодов вольной человеческой мысли подчеркивал собой введенный в заглавие неприхотливый эпитет?..

Сергей Зенкевич

 

Прямо на улице на столиках в развале
Продаются самые редкие книги.
Теперь в магазине их никто не покупает,
И книги покинули пыльные полки
И витрины, заваленные мешками с песком,
И на улице взывают к случайным прохожим,
Безмолвным криком своих заглавий
Предлагаясь всем продаться со скидкой
По самой умеренной расценке,
Дешевле сахара, муки и масла.
Но все, не глядя, проходят мимо.
Лишь изредка заядлый любитель
Остановится и посмотрит на книги,
Выберет одну и подержит в руках,
Перелистает, как будто любуя,
Справится о цене и положит обратно.
Не дорого... нет... Но опасно и глупо
Захламливать свое неверное жилище
Излишним горючим материалом
Для сбрасываемых зажигательных бомб.

                                                           10 августа 1941

                                                                Подготовка текста и публикация С.Зенкевича

__________________________________________________________________________________________

* С.Зенкевич. «Мечта поэта неосуществима...» О литературной репутации М.Зенкевича. — «Арион» № 2/1994.

** Его главное сочинение прозостихом — трагорельеф «Альтиметр» (1919—1921), опубликованный целиком лишь сравнительно недавно (см.: В.Я.Брюсов и русский модернизм. М., 2004).

*** Б.Слуцкий. Личная антология Михаила Зенкевича. — «Иностранная литература» № 11/1971.

**** См.: А.Крупнов. В книжной лавке писателей. — «Литературная газета» № 34/1939 (20 июня).




<<  21  22  23
   ISSN 1605-7333 © НП «Арион» 2001-2007
   Дизайн «Интернет Фабрика», разработка Com2b