|
ГОЛОСА №4, 2014
Александр Кушнер
ДЕВЯТЬ ТОПОЛЕЙ
Вот девять тополей стоят в одном ряду. Зачем мне надо знать, что девять их, — не знаю! Но я их сосчитал, как будто на посту Стоящих, стройный ряд — не группу и не стаю. И более того, когда случится мне Еще раз здесь пройти, пересчитаю снова, Как если был бы я уверен не вполне В себе; быть может, в них? Ну да, а что такого? Где девять, почему б десятому не быть? Подвинулись чуть-чуть — и встал меж них десятый. Ты спросишь: для чего? А чтобы удивить Меня. Волшебный ряд, дымящийся, крылатый! * * * Я вермута сделал глоток И вкусом был тронут полынным. Как будто, тоске поперек, Я встретился с другом старинным. Давно мы не виделись с ним, И сцены менялись, и акты, И он — сколько лет, сколько зим! — Спросил меня тихо: Ну как ты? Бокал я чуть-чуть наклонил С полоской, идущей по краю, Помедлил, еще раз отпил И честно ответил: Не знаю! * * * ...Не просишь ни о чем, не должен никому. М.Ломоносов Учитель, врач, механик, офицер, Садовник... Есть с кого нам брать пример Достоинства, и скромности, и чести. Не надо обольщений и химер, А также поклонения и лести. И слава — дым, не стоит жить в дыму. Мирская власть ни сердцу, ни уму Не служит, и в богатстве счастья нету. Зато и впрямь не должен никому Кузнечик — как люблю я фразу эту! Земная жизнь... Среди ее даров Один из лучших — стройный лад стихов. Не заносись! Ты скромным занят делом. И хорошо бы съездить в Петергоф И побродить по травам запотелым... * * * И Расин в парике, и Мольер в парике, И Декарт, и Гельвеций, как овцы. Мы в сравнении с ними живем налегке! Эта мода похожа на рябь на реке, А король поднимался как солнце. Я подумал о них, на барочный дворец Глядя... Ньютон, и Свифт, и Вивальди В обрамленье лепных завитков и колец, И неважно, кто ты: музыкант ли, мудрец, Ты нуждаешься в пудре и банте. И разгладив рукой кружевной воротник, Хвалишь разум и славишь свободу, И небесной механики тайны постиг, Но условность велит — и ты носишь парик, Утеснительной моде в угоду. * * * Электроконтроль, приходивший на дачу, — Суровая женщина нас проверяла, Но я аккуратен и взгляда не прячу, Нам счетчик на новый сменить приказала, Какой? — двухтарифный. Такую задачу Поставила твердо, он стоит немало. Ушла, а на столике ручку забыла, Дешевую, с черным внутри капилляром, Прозрачную, новую, что ж, очень мило! Сначала я пренебрегал этим даром, Но склонность я к черным питаю чернилам И, можно сказать, к канцелярским товарам. И вот я пишу ею. Жесткая ручка, Привыкшая к цифрам и строгим подсчетам, Теперь привыкает к моим закорючкам И строчкам — и не возражает, чего там! Не к сметам, а к рифмам, не к суммам, а к тучкам, И втайне довольна таким поворотом. * * * Ваших снимков разноцветный ряд Сделан за день или за неделю. Спрячьте, спрячьте фотоаппарат, Не показывайте Рафаэлю! Уберите, есть же рукава, Или в стол, в карман, под одеяло! А иначе разве папу Льва Написал бы он и кардиналов? Папа важен и одутловат, И все трое в красном, ярко-красном. Уберите фотоаппарат С объективом суетно-бесстрастным! За спиной у них клубится мгла, Тем острей их зоркость и смекалка... Вы же видите, к чему пришла Живопись сегодня — вам не жалко? * * * Захочется что-нибудь вспомнить в унынье, Чтоб мрак разогнать и тоску обмануть, — И вспомню тот дом в поселковой пустыне, В его одиночестве, сумрачный путь К нему мимо елей мохнатых, — в сторонке Стоит на отшибе, внушая покой. Огромный цветок на зеленой вагонке Его нарисован, красивый такой. Не роза, не мак — полевая ромашка, Как детский рисунок, наивна она — Хозяйская прихоть такая, поблажка Себе и причуда на все времена, И можно представить, с каким ее чувством Чудак-человек на стене выводил. И с самым высоким поспорить искусством Могла бы, так смел ее контур и мил. МОЛНИЯ Сверкнула молния — ее придумал Зевс. Застежку-молнию кто изобрел — не знаю. И, разумеется, из этих двух чудес Я ценность высшую, как все, предпочитаю. Сверкай, сокровище и честь небесных сфер, Мы содрогаемся при громовом раскате. Но как бы молнии-застежке был Гомер Рад! И, наверное, блеснула б в «Илиаде»! * * * Вот лучший способ забыть о смерти — Приехать к морю на две недели. По шерсти ветер и против шерсти Здесь гладит воду. Живи в отеле. Ты оторвался от мыслей мрачных, Ушел стремительно от погони, В волнах скрываясь полупрозрачных И сидя вечером на балконе. Все разрушается, даже горы, Из камня город приморский сложен, И только море свои просторы Не уступает и краски тоже. Ничто не мучит тебя, не сердит, Претензий нет ни к судьбе, ни к веку, И в двухнедельном своем бессмертье Ты ближе к Богу, чем к человеку. НОВЫЕ ОКНА Теперь не форточка, теперь окно на треть У нас откинуто внутрь комнаты под острым Углом — и холодно под ним зимой сидеть. Ни пакли нет теперь, ни ваты — все так просто. Ты в ногу с временем идешь, ты не отстал, И консерватором тебя считать нет смысла. Стекло наклонное похоже на кристалл, Как грань кристальная, оно, кренясь, нависло. И замечательно, что рамы нет второй, И вспомнишь старые стихи про раму эту, Как выставляется она весной, весной! Спасибо Майкову! (А ты подумал: Фету?) Другой сквозь форточку, взывая к детворе, Какое, спрашивал, у нас тысячелетье? Нет больше форточки. А мальчик во дворе Еще подумает чуть-чуть и скажет: третье!
|
|