Арион - журнал поэзии
Арион - журнал поэзии
О журнале

События

Редакция

Попечители

Свежий номер
 
БИБЛИОТЕКА НАШИ АВТОРЫ ФОТОГАЛЕРЕЯ ПОДПИСКА КАРТА САЙТА КОНТАКТЫ


Последнее обновление: №1, 2019 г.

Библиотека, журналы ( книги )  ( журналы )

АРХИВ:  Год 

  № 

ГОЛОСА
№4, 2014

Александр Кушнер



    ДЕВЯТЬ ТОПОЛЕЙ

    Вот девять тополей стоят в одном ряду.
    Зачем мне надо знать, что девять их, — не знаю!
    Но я их сосчитал, как будто на посту
    Стоящих, стройный ряд — не группу и не стаю.

    И более того, когда случится мне
    Еще раз здесь пройти, пересчитаю снова,
    Как если был бы я уверен не вполне
    В себе; быть может, в них? Ну да, а что такого?

    Где девять, почему б десятому не быть?
    Подвинулись чуть-чуть — и встал меж них десятый.
    Ты спросишь: для чего? А чтобы удивить
    Меня. Волшебный ряд, дымящийся, крылатый!

    

    * * *

    Я вермута сделал глоток
    И вкусом был тронут полынным.
    Как будто, тоске поперек,
    Я встретился с другом старинным.

    Давно мы не виделись с ним,
    И сцены менялись, и акты,
    И он — сколько лет, сколько зим! —
    Спросил меня тихо: Ну как ты?

    Бокал я чуть-чуть наклонил
    С полоской, идущей по краю,
    Помедлил, еще раз отпил
    И честно ответил: Не знаю!

    

    * * *

    ...Не просишь ни о чем, не должен никому.

                                                             М.Ломоносов

    Учитель, врач, механик, офицер,
    Садовник... Есть с кого нам брать пример
    Достоинства, и скромности, и чести.
    Не надо обольщений и химер,
    А также поклонения и лести.

    И слава — дым, не стоит жить в дыму.
    Мирская власть ни сердцу, ни уму
    Не служит, и в богатстве счастья нету.
    Зато и впрямь не должен никому
    Кузнечик — как люблю я фразу эту!

    Земная жизнь... Среди ее даров
    Один из лучших — стройный лад стихов.
    Не заносись! Ты скромным занят делом.
    И хорошо бы съездить в Петергоф
    И побродить по травам запотелым...

    

    * * *

    И Расин в парике, и Мольер в парике,
    И Декарт, и Гельвеций, как овцы.
    Мы в сравнении с ними живем налегке!
    Эта мода похожа на рябь на реке,
    А король поднимался как солнце.

    Я подумал о них, на барочный дворец
    Глядя... Ньютон, и Свифт, и Вивальди
    В обрамленье лепных завитков и колец,
    И неважно, кто ты: музыкант ли, мудрец,
    Ты нуждаешься в пудре и банте.

    И разгладив рукой кружевной воротник,
    Хвалишь разум и славишь свободу,
    И небесной механики тайны постиг,
    Но условность велит — и ты носишь парик,
    Утеснительной моде в угоду.

    

    * * *

    Электроконтроль, приходивший на дачу, —
    Суровая женщина нас проверяла,
    Но я аккуратен и взгляда не прячу,
    Нам счетчик на новый сменить приказала,
    Какой? — двухтарифный. Такую задачу
    Поставила твердо, он стоит немало.

    Ушла, а на столике ручку забыла,
    Дешевую, с черным внутри капилляром,
    Прозрачную, новую, что ж, очень мило!
    Сначала я пренебрегал этим даром,
    Но склонность я к черным питаю чернилам
    И, можно сказать, к канцелярским товарам.

    И вот я пишу ею. Жесткая ручка,
    Привыкшая к цифрам и строгим подсчетам,
    Теперь привыкает к моим закорючкам
    И строчкам — и не возражает, чего там!
    Не к сметам, а к рифмам, не к суммам, а к тучкам,
    И втайне довольна таким поворотом.

    

    * * *

    Ваших снимков разноцветный ряд
    Сделан за день или за неделю.
    Спрячьте, спрячьте фотоаппарат,
    Не показывайте Рафаэлю!

    Уберите, есть же рукава,
    Или в стол, в карман, под одеяло!
    А иначе разве папу Льва
    Написал бы он и кардиналов?

    Папа важен и одутловат,
    И все трое в красном, ярко-красном.
    Уберите фотоаппарат
    С объективом суетно-бесстрастным!

    За спиной у них клубится мгла,
    Тем острей их зоркость и смекалка...
    Вы же видите, к чему пришла
    Живопись сегодня — вам не жалко?

    

    * * *

    Захочется что-нибудь вспомнить в унынье,
    Чтоб мрак разогнать и тоску обмануть, —
    И вспомню тот дом в поселковой пустыне,
    В его одиночестве, сумрачный путь
    К нему мимо елей мохнатых, — в сторонке
    Стоит на отшибе, внушая покой.
    Огромный цветок на зеленой вагонке
    Его нарисован, красивый такой.

    Не роза, не мак — полевая ромашка,
    Как детский рисунок, наивна она —
    Хозяйская прихоть такая, поблажка
    Себе и причуда на все времена,
    И можно представить, с каким ее чувством
    Чудак-человек на стене выводил.
    И с самым высоким поспорить искусством
    Могла бы, так смел ее контур и мил.

    

    МОЛНИЯ

    Сверкнула молния — ее придумал Зевс.
    Застежку-молнию кто изобрел — не знаю.
    И, разумеется, из этих двух чудес
    Я ценность высшую, как все, предпочитаю.

    Сверкай, сокровище и честь небесных сфер,
    Мы содрогаемся при громовом раскате.
    Но как бы молнии-застежке был Гомер
    Рад! И, наверное, блеснула б в «Илиаде»!

    

    * * *

    Вот лучший способ забыть о смерти —
    Приехать к морю на две недели.
    По шерсти ветер и против шерсти
    Здесь гладит воду. Живи в отеле.

    Ты оторвался от мыслей мрачных,
    Ушел стремительно от погони,
    В волнах скрываясь полупрозрачных
    И сидя вечером на балконе.

    Все разрушается, даже горы,
    Из камня город приморский сложен,
    И только море свои просторы
    Не уступает и краски тоже.

    Ничто не мучит тебя, не сердит,
    Претензий нет ни к судьбе, ни к веку,
    И в двухнедельном своем бессмертье
    Ты ближе к Богу, чем к человеку.

    

    НОВЫЕ ОКНА

    Теперь не форточка, теперь окно на треть
    У нас откинуто внутрь комнаты под острым
    Углом — и холодно под ним зимой сидеть.
    Ни пакли нет теперь, ни ваты — все так просто.

    Ты в ногу с временем идешь, ты не отстал,
    И консерватором тебя считать нет смысла.
    Стекло наклонное похоже на кристалл,
    Как грань кристальная, оно, кренясь, нависло.

    И замечательно, что рамы нет второй,
    И вспомнишь старые стихи про раму эту,
    Как выставляется она весной, весной!
    Спасибо Майкову! (А ты подумал: Фету?)

    Другой сквозь форточку, взывая к детворе,
    Какое, спрашивал, у нас тысячелетье?
    Нет больше форточки. А мальчик во дворе
    Еще подумает чуть-чуть и скажет: третье!




  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 >>
   ISSN 1605-7333 © НП «Арион» 2001-2007
   Дизайн «Интернет Фабрика», разработка Com2b