|
ГОЛОСА №1, 2015
Амарсана Улзытуев
ХАРДЖИЕВ. ЗОЛОТОЙ ВЕК
Татлин пришел посмотреть на мертвого Малевича, Только и сказал: «Притворяется», Туфанов, старый заумник, калека, горбатый, нелепой наружности, В 1928м, на вечере ОБЭРИУ (некогда Хармса с Введенским живородивший)... Малевич, там же сидевший важно, Крученых, говорящий: «Бог — тайна, а не ноль. Не ноль, а тайна», Татлин, восхищавшийся и ссорившийся без конца с Ларионовым, Малевич ссорившийся и восхищавшийся без конца Ларионовым, Ларионов, наш Сезанн, ни на кого не похожий, всеми любимый и со всеми ссорившийся, Любимые ученики Малевича за его супрематическим гробом в исполнении Суетина, Чьи абстракции напоминали иконы, Чьи живописные и авангардистские слоны разбрелись по его женам... Перебежавшие от Шагала с летающими евреями, Прескверным характером даже в триумфальном Париже оплакивавшего иудушекучеников, Жена художникалефовца, истеричка, но чтото в ней было, Жаловавшаяся Маяковскому и Лиле Брик на неверного мужа... Ибо все уже было создано до революции, И даже дряньчеловек Родченко уже пришел на все готовое, Хлебникова любимый художник Филонов, Хотя и провалился потом в Париже, ходил пешком по Европе... Кандинский, фовист, ничего не понимавший в русском конструктивном лубке, Кисло защищал его Малевич: «Он всетаки беспредметник», Но Хлебников, еще раз Хлебников... в нем есть все, Уходя в никуда, мне сказал Мандельштам... Ахматова: я всегда мечтала дружить с тем, кто не любит моих стихов, Набоков, графоман и бездарность, ругавший русский язык в «Приглашении на казнь», Писавший статьи под фамилией Человеков — Платонов, Пили мы с ним както водку и разговаривали о Евангелии... И далее интервьюер пытает у сказочного Харджиева: Итак, Николай Иванович, что вы думаете о канонизации Мандельштама? — Американцы сделали из него Брокгауза и Ефрона, А он, хоть и гениальный человек, но весь помещается у меня на одной ладони... Я, словно горное озеро, несу столько лет великую правду о Велимире, Ясность внесу я, наконец, о поэте, рождающемся раз в тысячу лет, Оклеветанном пятитомником, где ни одного правильного текста, О короле времени песнь кастальских ключей время настало пропеть... но ограблен я и убит... ГУТТУРАЛ И ХООМЕЙ — ТЯЖЕЛЫЙ РОК И ГОРЛОВОЕ ПЕНИЕ Гуттурал отдыхает, гаргульи крика, как воробышки, — кто куда! Гут, этот рык ваш готический — кошака лишь урчанье! Кишками поем, космосом, кумысом, бродящим мирами, Стихами стихов кощеевых, лошадиными песнями песней... Степями степей, крадущих невест, свободой свобод, сжигающих грады, Веками жестокими, котлами глубокими с врагами заживо сваренными, Словами на камне ОкеанаХана: «Здесь мой лучник стрелял на 500 саженей...», Головами отрубленными древних татар, всех, кто ростом выше телеги... Звук, ниже низменностей битвы на Калке, почти в инфразвуке — Мук половцев продажных и древнерусских князей сутяжных, Плетей свистящих — по крупам монгольских коньковгорбунков, летящих Быстрей в погоне за Хорезмшахом — над солнечным Мавераннахром... Так же этим звериным многоголосьем можно то хрипеть, то свистеть, То Гогой и Магогой, то СоловьемРазбойником — пока не отвалится глотка, Пока не отвалится тело, народ, государство и то, о чем пело, тогда Легка на помине нирвана нирван, то есть жажда хотя бы ее глотка... «ЛЕТНЯЯ ГРОЗА». PRESTO Никогда не думал, что игра на скрипке — атлетическое занятие, Николай Орлов из Сергиева Посада Был похож на Атланта, держащего небосвод рукою, Побычьи вздувая жилы, правя смычком, как Гелиосовой упряжкой. Подбородок его упирался в подножие Килиманджаро, Споря — величием и уязвимостью — с пятой Ахилла, И вид его был манифестацией парадоксов Зенона — Как высечь огонь блаженства из бесконечного... И музыка его была «Летняя гроза» — священника из Венето, Им — кто шед по мрамору — догнать Зенонову черепаху, Ктото бросал грошики или купюру в распахнутый зев футляра, Кто ты, гремели громы, слетались грозы у Мадагаскара... Почему здесь Африка и малагасийское побережье? Потому что это мой каприз, мое бесконечное, Как эта вечность, как это presto мечтает в метро кишащем — Каждому по блаженству, простому человеческому блаженству...
|
|