|
ГОЛОСА №2, 2015
Олеся Николаева
ОСЕНЬ
Ловлю унылою порой осипший голос колоколен, И даже мысленный герой простужен и безвольем болен. Зачем он смотрит в никуда, покуда сад свои манатки Разбрасывает без стыда, дрожа в осенней лихорадке? О чем он думает, о ком, пока хандрит, пока таится? И хлюпает под башмаком, и капает на роговицу. Но если вычесть то и так, отнять и разделить – в итоге Останется такой пустяк, каприз в простудном эпилоге! Ель в насморке, в ознобе клен, и дуб промокший перекошен. А он как будто опален, и выстужен, и навзничь брошен. Но если скажет он – лови его температурный морок: Не ищет славы и любви герой, которому за сорок. Ни благосклонности купцов, ни места теплого, ни пуза, Но связи с духами отцов и с миром ангельским – союза. В своем тумане, как в дыму, он ищет выхода устало. И горе, если эту тьму не Бог послал, а ночь настала! ПАСТЕРНАКОВСКОЕ ПОЛЕ Продали, разделив на доли, Овраг, святой источник скрытный И пастернаковское поле Под вип-застройку, рай элитный. Где надышала ночь туманы, Простоволосая, босая, Заборы встали, будки, краны, Рубя пространство и кромсая. И странно – привкусом измены Стал даже ветер мазать губы: Контейнеры, времянки, стены, Бульдозеры, столбы и трубы. Лицо пейзажа, как от боли, Скукожило, перекосило, И ангелов земли и воли Загнал монтажник под стропила. К утру они своей бедою С небесной делятся артелью: Прикрой нас дымкою седою, В снега зарой, смешай с метелью. И льдом задрай все дыры, норы, А для победной укоризны Яви завьюженные горы И первозданные белизны! И пусть корявый можжевельник с кустом Синайским ищет сходство. И пусть почует вип-насельник, Чье Царство тут и чье Господство! ОСЕННИЙ ПСАЛОМ Осенью говорят деревья, от куста передают кусту: Оставь себе лишь себя, оставь себе простоту, Готовься к бедности, к сирости, к холодам, к Рождественскому посту: Осыпаются листья, отрываются пуговицы, ветер к ночи все злее. Все у тебя отберут – роскошь, молодость, красоту, А кураж и сама отдай, не жалея. Нитки висят, лохмотья, прорехи в кроне, дыра Прохудилась в роще, густоволосой еще вчера, И не надейся: готовься, уже пора – К скудости, к безголосым птицам, на руках цыпки. Только б концы с концами свести! Иней уже с утра. Да, но и бедность тоже умеет играть на скрипке! Так говорят деревья, так говорят кусты: Есть и у нас псалмы, есть и у нас персты, И стоят посреди зимы, как в пустынном зале. Музыка чуть слышна, и рифмы совсем просты: Вот, мы протягиваем вам руки: смотрите, они пусты, Все мы отдали вам и ничего не взяли! ПАМЯТИ ГЕНЕРАЛА АЛЕКСЕЕВА В тысяча девятьсот восемнадцатом от Рождества Христова году Генерал Алексеев в температурном бреду Борется с инфлюэнцей, затыкает ей рот: молчи же! Давит ей на глазные белки, Рвет на ней струны, выдирает с мясом колки: Ладонь у него в крови, и в печени у него грыжа! Но жар плавит мозги, скукоживаются в огне, Свиваются черным дымом, сливаются в вышине Золотокудрый ангел, всадник на черном на коне И Государь император – самодержец Российский, Польский, Финлянский, Казанский – впрок Жара нагнали, кровь стучится в висок, И генералу на грудь давит крест мальтийский. И Государь перед ним как вживую – атлант, гигант: «Ваше превосходительство, генерал-адъютант, Вы хоть не предадите?» И словно жало: «Вы ж не из христопродавцев! Не тать, не зверь!» — «Ваше величество, полно, к чему теперь?» – Так отвечает кто-то голосом генерала. Генерал Алексеев кончается! Тиф, пневмония, круп. Он смотрит и смотрит в небо, как пруд, как труп, Не моргая, руки по швам, и убиты нервы. Только отблеск кровавый из-под открытых век – Там горят синим пламенем девятнадцатый век, И двадцатый век, и век двадцать первый. Там горят Предел Богородицы, Царский род, Юнкера, офицеры, солдаты, крестьянский сход, Круг казачий, хохляцкий шлях, иерейское сердце, И дворянские идеалы – и стать, и масть, И купечества честное слово, и почвы власть, И монашеский дух вольнолюбца и страстотерпца. Догорай, умирай и воскресни! В знак этой вины Осаждай снова Плевну, пройди три стены, три войны, У черты роковой помолись Приснодеве Марии, Доложи Государю: «Подавлены бунтовщики, И пожары потушены, и при параде полки Царской армии генерала от инфантерии». * * * Осенняя Москва как студия: С искусственной подсветкой видно, Как тошно ей от словоблудия И как она себе обрыдла. И даже там, в небесной вольнице, Фальшивят, что ли, музыканты? Она томится, беспокоится И глушит антидепрессанты. А то с глазами малахольными В лихие ввяжется затеи, Но с демонами алкогольными Она себе еще мерзее. Но лишь угомонится, спящая Сквозь сон расслышит еле-еле: «Здесь жизнь совсем ненастоящая В гальванизированном теле! Вставай, кусай, как грушу сочную, Располагайся где попало: Уткнись в ладонь дальневосточную, В плечо Сибири, в грудь Урала! Там русский космос о народе, о Любви пасхальной – ночью звездной, Там старцем Федором юродиво Стал император венценосный! Иначе все утратишь! Впущена В жизнь вечную, войдешь нелепой, Как эмбрион, в утробе сплющенный Бандажным швом, корсетной скрепой».
|
|