|
ГОЛОСА №3, 2000
Андрей Тавров
ОРКЕСТР В ПУСТЫНЕ
Оркестр в пустыне образует круг, и клапаны не отлепить от пальцев. Не видно лиц. Почти не видно рук. Звук шестипал, как с черепахой панцирь. Не видно лиц. И треснула труба. Верблюд распался на холмы и ноты, и ангела не помнит скорлупа, и факел разделен на гул и соты. Звук — шестипал. Он рвется вдаль и вдоль иллюзии обглоданных колючек, и накипает на ресницы соль, они торчат из днищ гондол горючих. Иллюзия звезды сгорает над иллюзией волхвов у труб разбитых, но семь сонат влекут двугорбый свиток, и две звезды морозные стоят. Отчизна музыки — пустыня, канифоль, моллюск из флейты, белый шут из скрипки. Отчизна музыки, она не столь гармония, сколь чистых смыслов скрепка. А музыка, виясь, свистит гортанью, как ставня в пыльной комнате, щелиста, не приближаясь к краткому рыданью, сгущая в краба виолончелиста. КРЫШИ. ПРИНОШЕНИЕ МАРКУ ШАГАЛУ
Новой Лапутией пролетающий город над островом фигуры, падает темная звезда, раскрывается, словно зонт, и катится, гулкая, в ветер, хлопают бабочки створками, срываются с петель, петух натянут на струны щипковой клавиатуры. Колокольчик-белл* никнет лилией у ювелира, юбки на ней, как английский дилижанс на дороге. Скрученной салфеткой утиный хвост плывет в реке-недотроге — это ангел в небе шарит прической по дну мира. Из дирижабля торчат руки и ноги, он похож на тритона, это Марек поплыл в гости к Абрахаму-раввину, тот тычет пальцами в воздух, в синюю полую Палестину, и достает их оттуда в кольцах, в гардеробных номерках, а на ладони горит морская звезда. Ангел мой, ангел, колокольчик, звездочка-Рахиль, бабочка хрупких поцелуев-перелетов! Внутрь ночи-копилки падает диск, бел и игольчат, сестра моя, невеста, свечка мотыльков-папильоток! Я держу палитру, как темную подмышку крыла, в подтеках рек от Полоцка до Парижа, она киль воздушного корабля, вот она поплыла, и я вдел большой палец, и вниз опустились крыши. Фонари в чернилах Витьбы выпуклы — влажная титаномахия, а сама она вогнута, как веко, если смотреть изнутри зрения, мой череп скошен и блещет гранью от озарения, как короб фотоаппарата под вспышкой магния. Бабочка, бабочка моя, сестра, колокольчик, конец времен, в запечатленный сад калитка! Скрипка в руках Рафаила на крыше, где звезд, что зеленых строчек, и скрипичный ключ стоит в воздухе, как молящаяся кармелитка! * Вспомним Беллу — музу и жену Шагала.
ПЕРЕЧИТЫВАЯ ГОМЕРА
Не надо больше волн, убитого солдата, водоворотом сна стоящего на дне, и ванны солнечной, что вниз течет, зажата в воронку — то Ахилл, причастный тишине. Не надо без уключин лодки, полной крови, — Патрокла на щите; выносит из триер, из сот их сонмы ос, и застревает в кроне бриз перевернутый — небесный водомер. Вот только бы звезда меж тьмы зубцов не гасла над дымом, что ползет, как с ног аккордеон, и чуткой жизни смерч бежал легко и праздно, водоворотом дна, как колба, отражен. Упасть бы так лучом на выпуклую бронзу, чтоб выбежать травой стеклянной из глазниц и лампой лопнувшей тянуть блаженно к солнцу все, что осталось, — бровь над пустотой страниц.
|
|