|
ГОЛОСА №2, 2016
Ганна Шевченко
* * * Все, вроде, как прежде, но что-то не так — я вижу, в кастрюле сгущается мрак, чернеют края, закипает вода, а в центре системы блистает звезда. Забиты парсеки свекольной ботвой, петрушка вращается по часовой, приправа рисует спирали во мгле, танцуя по кругу, подобно юле. Семья остается сегодня без щей, но я постигаю природу вещей — за это я мучаюсь в черной дыре, за это Джордано горел на костре. * * * Открыт продмаг, грохочут двери — здесь, как всегда полураздетый, алкаш по имени Валерий с утра стреляет сигареты. По жидкой липовой аллейке несутся местные спортсмены, простые бабы, на скамейке усевшись, курят после смены, пускают дым осиротелый, и я парю в его составе — я к своему привыкла телу, оно не давит, не разрывается на части, почуяв шум кленовой кроны; и не спасут меня от счастья ни магазины, ни вороны. * * * Там детали новостроек распластались широко, здесь белье висит сырое, закипает молоко, где-то в космосе комета прорезает темноту — близость каждого предмета вызывает немоту. В реках памяти хранится то, кем стать бы я могла — то ли ветром, то ли птицей, то ли вазой из стекла. * * * Все это вспомню я: вода по капле раковину бьет, в пакете мусор, поезда грохочут сутки напролет чуть слышно. Пусть себе идут, их можно музыкой глушить, в окне колышется лоскут — рябину ветер тормошит. И снова кран, графин, вода, духовка, газовая печь — все это вспомню я, когда жизнь, как пальто, сорвется с плеч. * * * Над балконом плывут дальнобойны облака, под балконом — ОВИР, в телевизоре — яркие войны, в глубине — нарисованный мир: взмах руки над прозрачным графином (здесь янтарный налит алкоголь), таз из пластика, штора с дельфином, кафель с синей полоскою вдоль невысокого бортика, если лампу выключить, воду включить, вознамериться в ванной, как в кресле, свой непрожитый день замочить, разложить рукомойника возле, сделать чистым все это белье, то придется отпраздновать после эту смерть и рожденье свое. * * * Олег просыпается. В офис идет с утра. Начальник у него — ретроград, любит Аббу и Баккара, вот и включает, согнав в кабинет свой маленький коллектив, настраивает работников на удачу и позитив. Все танцуют: Беляков, Анисимов, его жена, и Олег танцует, удача ему, как и другим, нужна. Олег не химик, не менеджер, не пилот — он книги «Русская кухня» желающим продает. Он не церемонится, его миссия — чистый нал, Олег выходит из офиса безупречен, приятен, нагл, мерцая нимбом, шагает посуху, как по воде, заходит в морги, отделения милиции, парикмахерские и т. д., таскает книги с упоением, как верблюд (там есть советы, как одновременно готовить несколько блюд), его пути позавидовал бы Лао Цзы. Книги покупают полковники женам, молодые парикмахерши и вдовцы. * * * Сегодня в пригороде тихо, удобен воздух, как немой. Бежит безмолвная врачиха из поликлиники домой. Летят машины, словно мухи, но втихомолку, не спеша, в их кривошипниковом брюхе молчит пружинная душа. А в центре громко. Громко в центре — неровен воздух часовой, как будто громогласа центнер завис над сделкой деловой. И только пригорода поле беспрекословно, как смола. Молчит соседка баба Оля. Не слышно. Ночью умерла. * * * Здесь бывает то редко, то метко, но, увы, не бывает ничьей — это крестики-нолики, детка, объясняю я дочке своей. Вот зима. Вот деревья и птицы, вот одетое в пластик окно, я о левом плече продавщицы написала бы, если б оно появилось за блеском витрины, но оно не желает парить, лишь минуты летят, триедины, и охранник мелькает, небрит. Это частности, серая пена. Но без этих деталей кино не случится, и мир постепенно из нелепостей лепит панно. Вот и я в его хрупком составе все стихи посвящаю тебе, игроку, что свой крестик поставил на моей незаметной судьбе. Вот снежинок летящие банты. Вот лопух под сугробами скрыт. Вот создатель в атласных пуантах над холодным Подольском парит. * * * Порой, бывает, высказаться сложно, но некое предание гласит: он Люду нес безмолвно, безнадежно, как дай нам Бог часы свои носить. То свалится, как будто подкосило, то ринется, как будто дали сил, — он Люду нес, куда она просила, и ничего за это не просил. Он с этой Людой с самой первой встречи свое отождествляет бытие — он посадил ее себе на плечи и каждый день куда-то нес ее. То снегом зарастет периферия, то гром стоит стеною на пути, весь мир — Христос, а Люда в нем — Мария, и дождь прошел, и некуда идти.
|
|