|
ПАНТЕОН №3, 2016
Сергей Васильев
* * * Не времена милы, милы пространства И дух высокого непостоянства, Ведущий нас то к лесу, то к избе Бревенчатой, то к радостному храму, В котором мы, да не имея сраму, Гуляем как-то сами по себе. Пусть голубочки белые воркуют, Пусть ангелы веселые ликуют, И пусть Господь смеется в небесах, И жаворонок пусть порхает в небе, Не думая о завтрашнем о хлебе, — И что с того, что наша жизнь в слезах?! * * * Проходит ночь, потом идет рассвет, Светящийся сверчками и отважный, Потом приходит Афанасий Фет, Довольно толстый и довольно важный. Он был не ангел тихий и не джинн, Не светоч многогласья и не идол. Да бог с ним, что он был всего Шеншин, — Россию ведь никто так не увидел. * * * В деревне ночь черней чернил, Но день светлей иконостаса. Я всех уже похоронил, Дождаться б яблочного Спаса. Антоновка не умерла, Вода жива на дне колодца. Пить Божью мудрость из горла — Вот что в деревне остается. * * * Ах, какие вечера! Видно, смерть пришла вчера, Поглядела, улыбнулась, Слово молвила, запнулась И, на небо поглядев, Вспомнила печальных дев, Сверток принесла с вокзала, «Я еще приду» — сказала. * * * В воде по горло жирные стада, Глаза травы следят за ястребиным Корявым клювом — он летит к рябинам, Краснеющим внезапно от стыда. А где пастух? Под ивой возлежит И пищу вдохновенную вкушает. Его никто пространства не лишает, И жизнь его никто не сторожит. А ястреб, медленно слетев с куста, Вдруг шевельнет напыщенною бровью И окропит рябиновою кровью Земли потрескавшиеся уста. * * * Понимаю матерщину дворника — Снег, метель и прочая пурга. Снег — он будет все идти до вторника, А быть может, и до четверга. К воскресенью только успокоится, Будет тихо во дворе лежать. И метель, как белая покойница, Дворнику не будет угрожать.
Подготовка текста Елены Хрипуновой ВЛАДИМИР САЛИМОН ЗАМЕТКА О СЕРЕЖЕ Не все хотят перемен и стремятся быть на виду. Мой друг Сергей Васильев если и хотел и стремился, то каким-то причудливым образом. В Москве он появлялся редко, большую часть времени проводил в своем, не скажу любимом им, Волгограде. Провинция его манила, влекла. Своей обустроенностью, неспешностью. Ведь может же быть человек прирожденным провинциалом. Он по существу таковым и был. Я помню, как Манежную площадь, на краю которой я его однажды поджидал, он пересекал как дикое поле — долго, озираясь, оглядываясь, словно ища взглядом васильки, ромашки и прочую луговую живность. Ему нужно было за что-то уцепиться, чтобы удержаться на ногах. Из провинции всегда бежали, задолго до Ломоносова. От бедности, крепостничества, рабства, жуткого губернского консерватизма. Это потом ее воспели как малую родину, будто есть еще какая-то большая, прекрасная, непобедимая, могучая и т. д., но не такая родная. Васильев никуда не бежал, напротив, он укоренялся в отчем краю, начал выпускать «Простоквашу», журнал для детей, сам нарожал детей и подругами обзавелся распрекрасными. Все бы здорово, но. Эта распроклятая отрицательная частица играет в жизни русского человека подчас роковую роль. Искусство крайне недемократично. Иерархично в высшей степени. Однажды занятое место до´лжно блюсти как зеницу ока, или полетишь ко всем чертям под фанфары. А как тут блюсти, когда обитаешь ты от литературных перекрестков за тысячу верст, печатаешься нечасто и вообще живешь жизнью частной, желая выжить из последних сил, иначе говоря, тянешь лямку. Вот ведь какая история с географией получается. Получается не тот пресловутый разрыв между городом и селом, а между поэтом и обывателем в одном лице. Образуется трещина, которая, как известно, проходит через сердце. И это не преувеличение. Последствия этой трещины самые печальные ощутил на себе Васильев в полной мере. За многие года ни одной книги помимо Волгограда не вышло, а при сегодняшнем положении дел с книготорговлей это скверно. В Москве его стали забывать, появились новые, так сказать, ориентиры, что закономерно, конечно, но обидно, поскольку поэт полагает, что он всегда интересен, свеж и юн как роза. То есть вечен. Но это не так! Ох, как не так устроен мир, совсем не так, как нам порой кажется! И смерть есть. Замечательный русский поэт Сергей Васильев умер, когда уже становилось тепло и вид на город, длинный и тощий, как удавка, был не столь тягостен из окна. Я не знаю, был ли он один в момент своего прощания с белым светом или его окружали близкие, друзья. По правде говоря, я так не думаю. Не потому, что поэт всегда одинок и т. д., а только чувствую, что нас всех ему не хватало в его смертный час, как теперь его не хватает нам. Мне. Это не очерк о жизни Сергея Васильева, а горькая заметка о добром, хорошем человеке. О друге. Сергею Васильеву Заметка о товарище моем не получалась, прилетели птицы клевать иргу ненастным, хмурым днем все разом — зяблики, дрозды, синицы. В бинокль за ними было наблюдать не столь забавно, сколько интересно, и отложил я в сторону тетрадь, подумав, что все тщетно, бесполезно — писать заметку, сочинять стихи, иначе говоря, марать бумагу, не лучше ль в лес, иль на берег реки пойти, позвав веселую дворнягу? В провинции легко уйти от дел, на год, на два от света удалиться, что хорошо товарищ мой умел. Провинция — совсем как заграница. Как Рим для Гоголя, для Бунина Париж. Но почему-то чеховская Ялта мне снится чаще черепичных крыш чудесных Монпарнаса и Монмартра. Мне никогда не хочется в Москву, а хочется в деревню, в глушь, в Саратов, считать ворон, удить в реке плотву, не видеть лиц народных депутатов.
|
|