|
ГОЛОСА №3, 1996
Олеся Николаева
СОЧЕЛЬНИК
Ибо это — чудище, и оно огромно, озорно, лаяй... Разве здесь выжить хлипкой венецианке, ключицами шевеля, запястьями напевая, косами золотыми, бронзовыми с изнанки? Как душенька-чужестранка зазябла-заледенела! Обносилась, обветрилась, по зиме горбатой щеголяет простуженным голосом, носит тело, как старомодную шляпку с вуалькой мятой. Плещется на сером воздухе серебристой рыбкой. Елочной игрушкой поблескивает, Рождеством веет. Словно — благовествует. Итальянской скрипкой наш снежок пиликает. Вечереет. ...Все-то ей небесная мерещится манна, даже если буря надвигается зельна. Оттого и празднично ей и странно, что при этом гибельно и смертельно! ПРОЩАНЬЕ С ВЕКОМ
Провинция выглядывает из норки, как испуганный полевой зверок, А столица, накапливая постепенно впрок европейскую спесь и легкий американский жирок, начинает собой гордиться. ...Я могу хоть полгода прожить в провинции — топить печь и таскать из колодца воду. И наблюдать ночь по звездному небосводу. И платка в красно-зеленых цветах не снимать с плеч. И, сетуя с поселянами на недопеченный хлеб, на переменчивую погоду, приложиться к собственному народу... Но европейские завоевания мне милы. Эти сияющие ресторации. Эти дамы с блестящими волосами. Эти виллы. Эти балы с фейерверками и фонтанами. Эти бриллианты, банкротства, драмы. Эти погони. Эта раскачанная качель жизни. Безумный маятник с амплитудой неудержимой. Этот рождественский ледяной январь в иностранных лампочках, этот великопостный апрель в замороженных импортных овощах. Этот — летящий мимо — век: его последняя пантомима. Его последняя мимикрия. Его «Шинель»... • • • Почерка моего жаль — ученического, внятного, как держава: буквы строем маршируют на плацу, как по прописям, с легким наклоном вправо. Даже «Илиаду» им, ей-богу, переписывать к лицу! Жаль мне почерка прилежного моего, и — не сбиться: здесь — нажим, здесь — волосная, и — поля, поля, за которыми чужая жизнь проглядывает, колготится, неразборчиво так пишет, пальцы на морозе оголя... Вот и я теперь пишу неряшливо: шершаво и коряво. То слова мои в истерике, то в обмороке, и не разберешь, почто гибель человеку, почто выигрыш и слава, а почто — поземка в ноги, дым в лицо, а в горле, в горле — дрожь! И следов не отыскать... И следственно-причинных связей... Добрый старый синтаксис и тот виновато и поломанно глядит, а на дорогах длинных, разлинованных — лишь междометий сброд. Видно тот и опустился здесь и спился, спятил, кто написанного разобрать не смог, не разглядел вещих знаков препинанья... Даже дятел все ему стучал, стучал, как Морзе, — черен, бел. ИЛИ... Иль засохший сук — не цветет и терновый куст — не горит? Или — сказанное в подвале забыло выйти на кровлю? Иль Захария онемевший по сю пору не говорит? Иль ловцы человеков давно оставили ловлю? Или — это Афины Дельфийские, или это — Рим? Или — мы все повымерли, но пока об этом не знаем? Или — снимся какому-то варвару, или — горим, горим со всею своей Гоморрой и не сгораем?
|
|