|
ГОЛОСА №4, 2013
Амарсана Улзытуев
БИЗНЕСМЕН ИЗ МОНГОЛИИ. ИРКУТСК
Как ворон на голой ветке, на крыше высотки сидит одиноко, Вконец обанкротившийся, с высоты 13-го этажа, свесил ноги, Включили уже свои камеры ангелы смерти — фотографы и ТВ-журналисты, В консульство, на том берегу священного моря, уже позвонили.
Энх Этреч, дорогой, что ты забыл в краю голодных духов сибирских, Эх, да чтобы верхом на лошадке скакать, да по степям по альпийским, Даже успеваешь сказать — что люб тебе этот град, эта страна лесная, Даришь в качестве сувенира из Улан-Батора свой труп спасателю из МЧС...
Да и что этот глупый спасатель смог бы, он что ли спаситель Будда, Да и разве вернул бы он бабки, проигранные вчера в рулетку, Вечен смертный огонь желаний — так говорил Сидящий на Лотосе, Нечем было долг погасить, китайским драконом испепеливший душу...
Энх Этреч, дорогой, зачем ты играл, как дитя с волчком, с колесом Сансары, Смех отар, гул табунов, песни степей кинул за россыпь фишек и звезд? Глух и нем потомок людей сокровенных сказаний и длинной воли, А́хам и óхам чужий, все скачет к родным пепелищам на пегой в яблоках...
ОБОО — С ДОЛГИМ «О»...
У села Цагаан-Морин, т. е. Белая Лошадь, у одноименной реченьки, У самого детства моего деревенского, летнего — на юге Бурятии, Как взбирались мы на горку, на высокую Хуугэн-обоо — Капище, в смысле, Детское — для детей, стало быть... И вот мы карабкаемся на нее, на самую ее макушку с проплешиной, Иволгу по пути слушаем, землянику кушаем, камешки вниз кидаем, А сами думаем, не рассердятся ли на нас эзэны, таинственные и грозные, С глазами кузнечиков и стрекоз, с ушами одуванчиков и васильков. А вот как рассердятся, так и спрячут от нас землянику сладкую, А вот как солнышко тучами закроют-затянут, а то и грозой отстегают... Потому и молча идем-взбираемся, стадо загорелых и голопузых, Пóтом от жары и жажды исходим, а кто соплями зелеными. А следом за нами бабки наши и дедки, которые уже умерли, А с ними и те из нас, которые уже выросли и тоже умерли, Взбираются разношерстной толпой, как тарбаганы-суслики, озираются, Взопрели в своих шелковых халатах, бездонных, как детские сны... Вот и капище, с каменным туром, с разноцветными лоскутами на деревцах, Воина древнего здесь, с незапамятных пор, доспехи зарыты, Все мои родичи по маминой линии, со всей пучеглазой Закамны, здесь собрались, Вселенная — ты тверже смерти, камлает старик, жертвуя спички и молоко...
* * *
И.В.
Помню, как-то взбрело мне на пианино учиться, Помню, как помогала, как не давала лениться, Литинститут, мы такие смешные, давай по общаге носиться, Как у Хармса старушки, из окон валиться...
Там, где рана, ты корочкой, кожицей, нежной живицей, Тотчас рядом врастая в меня, то сестрою, то красной девицей, Ирка, Ирочка, песня невинная, юность моя, чаровница, Где ты, что ты, спасительница, соученица...
Дай, и я заживлю твои раны, как свечи задую, Дай, и я тебе песню спою, у кровати твоей заворкую, Отведу твои беды, отправлю к чертям, заколдую, Я ведь знатный шаман теперь, и судьбою, как бубном, верчу я.
Что случилось с тобой, приключилось с тобою, сестрица, Чу, дурацкие мысли гоню от себя, начинаю сердиться, Разве только, безбожник, попрошу перед светлой седмицей, Я Его попрошу, возоплю за тебя, если что, заступиться...
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОГО ПОЦЕЛУЯ НА МОРОЗЕ
Еду в Республику Саха — кто без греха, первый брось в меня строганиной из рыбины чир! Нету... всем блазнится она, нежная вечной мерзлотой и северным сиянием, Да, купили меня с потрохами — за экологически чистое небо в алмазах, За поцелуй на морозе взасос с тобою, краса!
Во время долгого поцелуя с тобою нельзя: улыбаться, разевать рот — скует язык (Вот почему якутяне молчаливые, как мамонты), При этом руки держи в рукавицах, иначе пальцы примерзнут к вселенной (Поэтому якутяне не размахивают руками и очень редко обнимаются)...
Где мохнатые лошади снег тебенят, продвигаясь внутри пломбира, А башковитые волки, вгрызаясь в косулю, подранят вторую — дабы дней через 20 вернуться за нею... Где якут, если сел на коня, — превращается сразу в поэта, И влекут блаженную рыбу в подледные сети психоделические воды великой Лены...
Здесь по Аянскому тракту два века сплошь белели кости ямщицких коней, Здесь эвен иль эвенк, юкагир или чукча — вместо компаса пользовались якутским, И со времен ымыяхтахской культуры здесь после краткого лета первого снега ждут не дождутся, И собирают в огромный замороженный куб оленье молоко — для сказочной книги рекордов Гиннеса...
И черными полярными ночами у них все никак не сойдутся генетические концы на якут точка ру, И пращуров во тьме веков всё ищут, словно детдомовские своих родителей, Черноглазые и гордые, так доверчиво смотрят в глаза, словно это я потерял их в бескрайних, как космос, снегах, Узкоглазый бродяга, охмурил их красавицу-мать и бросил...
|
|