Арион - журнал поэзии
Арион - журнал поэзии
О журнале

События

Редакция

Попечители

Свежий номер
 
БИБЛИОТЕКА НАШИ АВТОРЫ ФОТОГАЛЕРЕЯ ПОДПИСКА КАРТА САЙТА КОНТАКТЫ


Последнее обновление: №1, 2019 г.

Библиотека, журналы ( книги )  ( журналы )

АРХИВ:  Год 

  № 

«Ариону» — 20 лет
№4, 2013

«Ариону» — 20 лет



«Ариону» — 20 лет. Срок немалый.

Двадцать лет назад, открывая журнал, мы обещали «отразить в лучших образцах все многообразие современной русской поэзии, запечатлеть ее движение» — не связывая себя ни с какой поэтической группой и не отдавая безоговорочного предпочтения той или иной творческой манере.

Слово мы сдержали. Судя по тому, что все эти годы журнал поругивают кто за «авангардизм», кто за «консерватизм», — свой независимый курс и широкий взгляд он сохранил в неизменности.

А вот поэзия изменилась.

Ушел круг важных для журнала и для поэзии авторов, и не только из числа самых старших. Пришли новые, тоже из разных поколений. Некоторые из них на страницах «Ариона» впервые предстали широкому читателю.

Ушла последняя волна поэтического авангарда, его «барачная» ветвь. В образовавшуюся пустоту устремилось, мимикрируя под него, плодовитое «актуальное искусство».

Не стало поэтических «школ». Последним по времени оказался «московский концептуализм», как к нему ни относись.

Но поэзия, как и была, осталась живой и разнообразной.

На смену иронической барочности 80-х — 90-х неожиданно расцвела краткая, упирающая не на «лучшие», а на верные слова, пародоксальная и философичная «новая миниатюра» (в пределе лаконизма доходящая до «русских хайку»).

А как бы в дополнение — не то в противовес — уже в последнее время вдруг наметилось возвращение больших форм. Хотя иных, чем вымершие еще в минувшем веке.

Верлибр не сделался вполне обыденным, нейтрально воспринимаемым способом поэтической речи, но перестал быть совсем уж экзотикой. И даже породил многочисленных дилетантов — верный знак признания.

Сам поэтический цех расширился: в нем оказалось небывало много женских имен. Уже два поколения они в ней не уникумы, а на равных. Причем обошлось без феминизма: просто — поэты. Да еще и нередко задающие тон.

Сейчас в поэзии сообща, хотя и ссорясь, работают как минимум три поколения.

Лучшие из старших не дописывают прежнее, но демонстрируют подчас завидную смелость.

Состоялось поколение «тридцатилетних» (теперь уже — сорокалетних), частью объявившее себя как раз в «Арионе».

Уже и «новые тридцатилетние» пришли и, по многим признакам, стали литературным фактом.

Им и тем, кто следом, выпало обретать себя в новых условиях.

Сузился до минимума круг вдумчивых читателей: едва ли не до размеров собственно цеха. Зато поэзия, оставшись наедине с собой, обрела невиданную свободу. И множество соблазнов.

Деление на поэтов и стихотворцев стало как никогда очевидным. Армия пишущих зримо распалась на две неравных части — немноголюдную профессиональную поэзию и массу тех, кто радостно участвует в поэтическом действе как в «ролевой игре».

«Одинокой» поэзии особенно нужна и важна критика. Это больной вопрос. Критика сделалась почти столь же малооплачиваемым и героическим служением, как и предмет ее забот. Тем удивительней, что в пополнение старой гвардии народилась, пусть небольшая, плеяда азартных и умных молодых, на которых вся надежда.

В условиях, когда подлинной поэзии приходится, по предсказанию Ходасевича, «стать достоянием единиц», а Интернет, вопреки ожиданиям, оказался инструментом не столько объединения, сколько разобщения: у всякой группки свои шесть соток, — еще нужнее прежнего образующий единое литературное пространство поэтический журнал.

«Арион» — старейший, но теперь уже не единственный из них. Для младших собратьев он послужил очевидной моделью, и структурно, и даже внешне. И слава Богу.

На сломе эпох поэзия остается одним из немногих противоядий культурному и даже цивилизационному кризису. И дело журнала собрать все лучшее. Предложить взыскательную шкалу художественных ценностей. Предоставить место для споров и обмена эстетическими идеями. Поддержать новичков.

Мы будем и дальше это делать.

Направление у журнала прежнее и круг интересов тот же: поэзия как искусство.


<<  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20 >>
   ISSN 1605-7333 © НП «Арион» 2001-2007
   Дизайн «Интернет Фабрика», разработка Com2b