|
ГОЛОСА №4, 2016
Олеся Николаева
ВРЕМЯ
— Неужели тебе не больно? — Конечно, больно! А то... Потому что время мое уходит, уже надело пальто... Накрутило на шею шарф, голова внутри, отвернулось, лица не видать, идет к двери. Мне б его окликнуть, позвать — а не знаю как. Мне б его узнать, а рука в перчатке, и сжат кулак. Заглянуть в глазок его любопытствующий, подмигивающий: не зря! — слюдяной голубок, нефритовый, с каплею янтаря. И уходит оно туда, где вещи сдают за так. Где собака зарыта, где кот наплакал, где свистнул рак. ...Я за ним с межреберным холодком скатываюсь по лестнице колобком. БАЛЕРИНА Заря погасла догоревшая, песчаный обезлюдел пляж, и балерина постаревшая внезапный чувствует кураж. И, оглянувшись: поздно ль, пусто ли? — взмывает на крутом мыске, гнет в три погибели без устали стан располневший на песке. Подрагивая, руки волнами свивает в отсвете звезды, глазами темными и полными страданья — блещет у воды. Ведь облака на небе душные, и в сердце — колотье и боль. Уже и мышцы непослушные, и хрустнула в суставах соль. Но шум прибоя, пожирающий следы и музыку, — и тот как чует: лебедь умирающий погибнет, если не умрет. «ТРИ БОГАТЫРЯ» Посвящается С.Ф. На переднем плане три пары ног лошадиных, шесть вертикалей, и притом ни одна из кобыл не взбрыкнет, не ударит в землю копытом, этакий частокол — колонны Большого театра, однообразье деталей, кони самодостаточны, унылы, сыты. Да и богатыри под стать им — скучны, безъязыки. Латами скрыты тела, головы — шлемами, всё условно, хоть и вовсе закрась им лица — будут так же безлики, словно знаки иль манекены — все поголовно. Пусть бы хоть Алешка Попович махнул кудрями, иль Добрыня Никитич врагу показал дулю, да Илья Муромец бы изобразил бровями: он-де слышит птицу вещую — кукующую зозулю... Но слишком высока линия горизонта, заземляя картину... Не хватает неба, воздуха, свинцовыми облаками заволакивает головы, и богатырям в спину утыкается пространство лбом и всеми руками... Там — зеленоватые холмы затаились, скрадывая и пряча выделку доброй кольчуги леском, дымкой увитым. А на переднем плане — яркие разноцветные клячи верховенствуют своим колоритом! Никто не отбрасывает теней... Ни спереди, ни слева, ни справа свет не бьет наотмашь, чтоб заслонять рукой, и отныне хрестоматийная эта банальность очевидна и величава лишь для школьника в сочинении по картине. Но особенно ударяет в глаза контраст оранжево-синий. Это Поповича оранжевые порты, Муромца синеющая рубаха. Это иссиня-черный корпус коня, это из вертикальных линий желтый сапог — охрою бьет с размаха. И от этой выставки модной обуви — броской и разноперой, Рембрандт ворочается в гробу, вот-вот вовсе перевернется, а меж тем пейзаж, подавленный монументами, шевелит хворой травой, манит изгибом леса, на волю рвется... ...Так мне друг мистик растолковывал жизнеподобья ложь и лукавство, когда оно замахнулось на сакральность мифа... Лишь булава да копья, да коней копыта, да плавных холмов сутулость. ОСЕННИЙ ПСАЛОМ Ах, не то, что б ты постарел и потертым мехом седины вызываешь жалость иль дряблой кожей, разговор прерывая внезапным смехом, на покашливанье похожим, нет, но явно что-то ушло, погасло там, внутри у тебя, левее. Иль лампадное истощилось масло, иль теперь водица взамен елея. ...Так и в осени этой земля, болея, немигающим смотрит прощальным глазом. Лишь один фонарик в конце аллеи загорается синеватым газом.
|
|